Медиановости

4 марта 2009 15:47

"Атакуй, но в каске!", или Триумфы прессы кризисных времен

"Атакуй, но в каске" - этот антикризисный девиз принадлежит Юрию Пургину, генеральному директору барнаульского медиахолдинга "Алтапресс". Т.е. будьте азартными и консервативными одновременно. Сам он так и поступает, почему его и уважают в издательском мире.

А вообще, наблюдать за парадоксами наших СМИ сегодня чрезвычайно интересно. Журналисты и редакторы и в спокойные-то времена живут в соответствии с принципом, что только "плохая новость" может считаться настоящей новостью. А сейчас для них просто раздолье. Поэтому читать любимые газеты и журналы просто страшно становится. Открываю на днях "Коммерсантъ-Власть", а там огромный обзор прогнозов относительно того, кто с кем будет воевать на почве кризиса. То ли Япония объединится с Индией, и они нападут на Китай, то ли Китай вместе с Америкой ударят по России... В описываемых комбинациях быстро запутываешься, зато возникает ощущение, что пора освежать навыки военного перевода, которому учили в институте, потому что вот-вот понадобится допрашивать пленных.

Или, допустим, "Московский комсомолец" пугает заговором против Путина по типу августовского путча 1991 года. Как вспомнишь ту гнусную историю, когда шиза номенклатурная невольно помогла шизе демократической избавиться от Горбачева и возглавляемого им государства, так хоть в петлю лезь.

Зато когда издатели и редакторы собираются между собой, чтобы разработать антикризисные меры, то одним из первых пунктов в свои манифесты записывают призывы друг к другу не изображать ситуацию в отрасли в мрачных тонах. Еще раз поясню: в газетах ужасов может быть сколько угодно. А вот у самих газет все должно быть ОК. И их можно понять: если все так плохо, то кто же будет у них рекламироваться…

Но плохих новостей из мира медиа все же достаточно. Начну, пожалуй, с самой трагической: практически полностью остановлено производство новых телесериалов. Этот год мы еще досмотрим то, что было снято и оплачено в предыдущем, а в 2010, если дела не наладятся, придется по десятому разу смотреть докризисный сериал про бездельников, которые, несмотря на серьезные проблемы с их компанией, заняты исключительно выяснением личных отношений ("Не родись красивой"). Реклама в прессе - основной источник дохода газет и журналов - сегодня по сравнению с тем же периодом прошлого года упала примерно на 25 процентов. Газеты худеют и теряют цвет, а это сразу бьет по полиграфистам. Ну, а про тех медийщиков, кто взял валютные кредиты, даже думать больно.

Тем приятнее на этом достаточно невеселом фоне наблюдать примеры не только удачных антикризисных действий, но и прорывы в новое качество издательского дела. Причем на самых разных уровнях.

Крепкая газета "Городские вести", что в Ревде Свердловской области, с января стала выпускать газету в соседнем Первоуральске. Выход небольших изданий за пределы своей территории явление и в сытые-то времена исключительное, а тут взяли и завоевали город, по населению Ревду, больше чем вдвое превосходящий.

Компания "Новости регионов", созданная на базе очень популярной в Туле еженедельной газеты "Слобода" и привлекшая в качестве инвестора крупную германскую издательскую фирму WAZ, с марта 2008 года запустила 5 изданий в областных центрах, причем последнее по времени, в Саратове – в феврале. Экспансия продолжается, инвестор никуда убегать не собирается, несмотря на все трудности, переживаемые издателями во всем мире.

В феврале же в Москве открылось представительство украинской компании ММС, предлагающей решения по автоматизации издательских процессов. Редакционные системы – дело дорогое, зато в разы повышающее производительность труда. В Киеве, видимо, не дураки сидят, раз решили именно в кризисные времена выйти на наш рынок, несмотря на довольно сильную конкуренцию.

В марте собирается переехать в новое помещение, оборудованное по последнему слову техники и издательских технологий, холдинг "Медиа 3", в который, в частности, входят газеты "Труд" и "Аргументы и Факты". Теперь, по оснащенности редакций, они могут выйти в число мировых лидеров.

Это, конечно, достаточно редкие лучи света в царстве закрывающихся изданий и остающихся без работы сотрудников СМИ. Что делать? "Кризис – дело серьезное и относиться к нему нужно с уважением", - как любит повторять один ответственный сотрудник Центробанка. Никто не знает, когда он закончится, но все понимают, что экономика на выходе будет сильно отличаться от той, какую мы знаем сегодня. Духоподъемные истории в издательском бизнесе на фоне апокалиптических в изданиях – это, может, и есть те самые ростки счастливого будущего. РИАН

Алексей Панкин