Медиановости

5 марта 2009 18:44

На i-Community 2009, в основном, пересказывали то, что обсуждалось уже не раз

"Повторение - мать ученья" - эту русскую народную пословицу многие деятели интернетов и искусств, похоже, воспринимают чересчур буквально, в качестве руководства к жизни и действию. Во всяком случае, участники прошедшей во вторник 3-го марта конференции I-Community 2009 жгли, в основном, глаголами второй свежести, пересказывая то, что обсуждалось уже не раз, и называя актуальными трендами явления, существующие не первый год.

Продумывая план этого репортажа, автор даже собирался не упоминать в тексте озвученных повторений, или оформить все в виде ссылок на соответствующие докладам материалы "Вебпланеты", но потом решил, что это было бы опрометчивым шагом. Во-первых, потому что новые мысли все-таки звучали, во-вторых, судя по отзывам слушателей, некоторые услышали исполняемые на баяне композиции впервые. Наконец, за плохо выполненные домашние задания и забытые дома головы даже учителя в школе не всегда ставят двойки, тем более, что многие наверняка приберегают эксклюзивы для предстоящей в апреле вакханалии "РИФ+КИБ".

# # # #

Ну а теперь о приятном. На прошедшей месяц назад конференции i-Safety 2009 выступал некий представитель РПЦ, который своими речами об опасностях Сети и бесовском происхождении техновещества очень напомнил слушателям речи самой известной блондинки Рунета - телеведущей и "убийцы Интернета" Екатерины Гордон. В РОЦИТе то ли прислушались к мнению аудитории, то ли сами задумались на тему оздоровления атмосферы свежей кровью, но звездой вторничного мероприятия стала именно Гордон - во всяком случае, в кулуарных беседах после её выступления собравшиеся, как ни старались отвлечься, обсуждали только её.

Помните сцену в зале суда из культового фильма "Джентельмены предпочитают блондинок", где героиня Джейн Рассел обращается к судье с вопросом: "Вы такой умный, подскажите глупой девушке, что я должна ответить?" Героиня не фильма, но Рунета, похоже, отлично понимает, что именно эта фраза, а вовсе не заезженное "diamonds are girls best friends", является ключевой как в киноленте, так и по жизни. Продемонстрировала она это мастерски, включив дурочку и с ходу заявив, что "вы тут все умные мужчины, можете надо мной смеяться и вообще не слушать, но я все-таки скажу..."

Послушать было о чем: Гордон рассказала, что, по её мнению, социальные сети в Рунете - это свинство, воплощение подлости и "МММ", а глава "Одноклассников" Шерман - и вовсе шантажист, дерущий деньги за опцию сокрытия активности пользователей. И пока юзеры резвятся, расставляя друг другу оценочки и раздаривая виртуальные цветочки, великие и ужасные хозяева социальных сервисов накапливают персональную информацию, чтобы потом использовать её в своих низменных целях. При этом Гордон отметила, что внутри её проекта "Убить Интернет" тоже появится социальная сеть. Кроме того, свинские "Одноклассники" она не гнушается использовать в целях пиара своей книжки, так как те платные виртуальные цветочки, которые ей ежедневно присылают поклонники (платя SMS хозяевам ресурса), давным-давно этот самый пиар окупили - вот такая вот "нряяяавственность".

Под занавес выступления Мэрилин Монро российской блогосферы заявила, что ей отвратительны высказывания участников конференции, которые называют людей в социальных сервисах товаром. В ответ на это Александр Долгин (Imhonet), назвавший выступление Кати "псевдонравственным", отметил, что люди являются товаром не только в Интернете, а везде, включая печатные СМИ, телевидение, радио и так далее. Впрочем, по словам Долгина, монетизация социальных сетей в Рунете пока что пробуксовывает, так как современные способы монетизации кроют в себе этические противоречия.

"Это напоминает песочницу, где дети играют и лепят куличики, а находчивые взрослые прикрепляют им на спины таблички с рекламой", - заявил он и высказал предположение, что будущее социальных сетей в содержательности и повышении качества межличностных коммуникаций.

Проще говоря, социальные сети должны превратиться из инструментов для знакомства всех со всеми в клубы, где люди будут общаться по интересам. В качестве примера Долгин, как не трудно догадаться, привел сервис Имхонета "Умные знакомства", который автоматически "сводит" пользователей с общими интересами и вкусами, что, по мнению создателей, является новым словом в индустрии онлайн-знакомств.

Баянист, тамада, услуги

Главред "Вебпланеты" Леха Андреев посоветовал Долгину открыть ещё и сервис "Глупых знакомств", так как иногда гораздо интереснее и полезнее пообщаться не с близкими по духу и интересам людьми, а полными антагонистами - и пар выпустить можно, и что-то новое о жизни узнать. Внеся предложение, которое стоит взять на вооружение специалистам по дейтинг-сервисам, Андреев расчехлил баян (передававшийся затем вместо красного знамени от докладчика к докладчику) и рассказал о том, что внимательные читатели "Вебпланеты" знают уже давно. Напомним: в России есть два типа дураков (одни пишут, вторые - читают), социальные сети скоро сдохнут, а на их место придут узкоспециализированные сервисы по интересам, пропагандирующие клубную культуру, замок на входе, приглашения и членские взносы.

Филипп Смирнов (InVenture) тоже не зажег, поведав публике несколько прописных истин: Web становится социальным, а не информационным, традиционный бизнес не любит социальные сети (и закрывает доступ к "Одноклассникам" на офисных компах), все социальные сети активно монетизируются, а недавно ещё и шаблонные ответы по вопросам управления социалками появились. Завершая выступление, Смирнов посоветовал потенциальным создателям новых ресурсов не заниматься тем, о чем нет представления, а заодно помнить о том, что хорошие сообщества - те, в которых люди становятся лучше. Брать деньги с пользователей при этом не стоит.

С ним согласился Артур Вельф ("Коммерсант.Деньги"), выступивший с полезным с практической точки зрения докладом про монетизацию сообществ. "Было бы лучше, если бы тема монетизации социалок возникла до кризиса" - посетовал докладчик и безвозмездно подарил слушателям несколько антикризисных советов. Во-первых, для монетизации ресурсов нужно использовать компании. Это может улучшить сервис за счет контента (пример - Pages на Facebook), особенно, если предлагать клиентам внятные услуги, так как за красивые глазки и сомнительные перспективы бизнес платить не привык. Можно, например, обратить внимание на малый и средний бизнес, и показывать пользователям именно ту рекламу, которая ему действительно может показаться интересной (жителю Люблино - баннер с рекламой парикмахерской на районе). А ещё можно информировать пользователей об акциях или скидках тех или иных компаний. Короче, вариантов немало, главное - не лениться.

Беззубая молодежь и аккредитации

Тем временем на секции "Entertaiment на базе Web 2.0" вяло переругивались между собой известный музыкальный критик и противник хип-хопа Вадим Пономарев aka Guruken (NewsMusic.ru) и представитель поколения молодых да смелых Дмитрий Зеленцов (Папарацци.ру), хваставшийся сотрудничеством с Отаром Кушанашвили. Автору "Вебпланеты" не удалось понять, почему два уважаемых докладчика не поделили между собой певицу Валерию и Сергея Лазарева, зато получилось ухватить суть выступления Пономарева. Он высказал предположение, что в ближайшее время в Рунете едва ли появятся аналоги западных блоггеров, пишущих на celebrity-тему. Связано это, прежде всего, с закрытостью светской жизни для простых смертных. Если в Штатах скандального известного блоггера по прозвищу Perez Hilton приглашают на вечеринки, прекрасно зная, что он потом непременно напишет о том, "кто кого куда мордой в салате", то стоит что-то подобное написать кому-то из отечественных активистов - и об аккредитациях с приглашениями можно забыть навсегда. Кроме того, Пономарев считает, что молодежь нынче пошла беззубая, и боится писать правду.

С другой стороны, будущее у развлекательной тематики все-таки есть: Вадим Пономарев с нетерпением ждет, когда звезды отечественной эстрады начнут показывать себя в прямом эфире, транслируя свои "пожрал-поспал-написал гениальную песню" ежедневно в видеоблоги. Наконец, музыкальный критик сделал предположение, что в скором времени так называемый "вирусный маркетинг" перекинется из Интернета на телевидение.

Как заработать?

Кстати, о вирусном маркетинге. Секция "Бизнес через социальные сети" началась со звонкого звучания уже полюбившегося сердцу баяна: ведущий Владимир Гарев (Grape) представил публике презентацию "Эконом-идеи", которую Grape уже показывал в январе. Справедливости ради стоит отметить, что слышали её не многие, поэтому в данном конкретном случае не грех и повторить. Вкратце напомним: важнее долгосрочных трендов (коим сейчас является кризис) только краткосрочные инсайты, клиенты ищут самые экономичные средства продвижения себя и своих товаров, а тем, кто их продвигает, необходимо убедить клиентов найти свою аудиторию и не распыляться, удерживать пользователей, а не завоевывать рынок и, соответственно, выстраивать долгосрочные отношения с потребителями.

Иван Лукин из Mirax Group рассказал о том, как возникла идея создать блог топ-менеджера компании Сергея "Поедателя Галстуков" Полонского, и что из этого получилось. По его словам, никаких конкретных целей у появившегося примерно год назад блога не было, ребята просто решили развлечься. К процессу развлечения, впрочем, подошли крайне серьезно: написанием текстов в уютненький журнал Полонского занимается пресс-служба, на комментарии отвечает хозяин ЖЖ лично, а техническую сторону взяла на себя интернет-служба компании. Лукин отметил, что при раскрутке блога в ход шли самые разные ухищрения: посты на массовые темы, рекламные креативы, скандалы и даже работа с проплаченными блоггерами, которая, впрочем, ожиданий не оправдала. Спустя год блог Полонского занимает 105 место в рейтинге "Яндекс.Блогов", собирается порядка 3 тысяч посещений в день (с 60-70 переходами на сайт Mirax.ru), ну а заодно имеет место быть обратная связь и лояльная аудитория читателей. А вот таки зачем все это было нужно - непонятно.

Выступавший вслед за Лукиным Никита Халявин (Профессионалы.ру) начал с хамского выпада "было очень интересно послушать историю про блог бывшего миллионера", а весь последующий доклад закрепил первое впечатление. Обозвав социальную сеть "Мой круг" местом "где объединяются люди, лишившиеся работы", Халявин рассказал про то, что его детище может помочь решить все вопросы: найти успешных людей и инвесторов, превратить "штуку баксов в десять штук", подружиться с представителями СМИ, нанять высококвалифицированных специалистов и даже продать месторождения нефти, если они у вас, конечно, есть. На вопрос из зала относительно того, чем закончился иск LinkedIn к "Профессионалам", Халявин ответил, что не закончился ничем, и вообще, мол, "Профессионалы" сами и придумали ополчить против себя западных конкурентов. Возможного прихода LinkedIn в Россию они, кстати, не боятся, так как "не боятся вообще ничего".

Чудеса телепортации из зала в зал продемонстрировал Михаил Гейшерик из агентства "Скрытый Маркетинг", выступив с одной и той же презентацией одновременно в двух секциях - "Интернет-маркетинг 2.0" и "Бизнес через соц.сети". Но заметили это только оригиналы вроде автора этого текста, привыкшие во время конференций искать лучшей жизни во всех аудиториях по очереди. Остальные же просто узнали о том, что для удачного "вирусного" продвижения чего-либо нужно определить целевую аудиторию (иногда случаются сюрпризы: так, фестивалем мотофристайла заинтересовались, в основном, не экстремалы, а барышни, любящие "парней на байках"), определить их интересы, наладить контакты в уже существующих сообществах и начинать впаривать, создавая группы или профили интересных людей (иначе говоря, виртуалы с сиськами).

Воспитание без халявы

На секции "Нишевые социальные сети" Максим Каракулов представил интересный ресурс, работающий уже 5 месяцев и успевший собрать порядка 11 тысяч пользователей - DaruDar.org. Идея этого сообщества заключается в том, что участники дарят друг другу ненужные вещи. И они, что интересно, действительно дарят: одежду, фотоувеличители, книги, диски, системные блоки, лопатки для размешивания салатов, опавшие лепестки и другие дары, как необходимые в хозяйстве, так и откровенно пустячные.

Слова "халява", "лот" и другие ругательства внутри социальной сети при этом запрещены, так как авторы идеи создают благоприятную среду исключительно для дарений, ведь у людей, по их мнению, есть внутренняя потребность дарить. Сверхзадачей проекта, как стало понятно из выступления Каракулова, является свержение рыночных отношений и воспитание доверия друг к другу в обществе. Параллельно авторы "Дарудара" думают над монетизацией своего сервиса.

Александр Савицкий (Хабрахабр) высказал уже упоминавшееся ранее в ходе конференции предположение о том, что социальные сети в привычном их понимании скоро потеряют популярность (примерно, по его оценкам, к концу года), так как аудитория пресытилась играми, поиском одноклассников и прочими развлечениями. Поэтому, если ресурсы хотят выжить, им необходимо срочно смещать акцент с социальной составляющей в сторону повышения качества контента.

Что и происходит на Хабре: уровень контента вырос после закрытия регистрации, а администрация планирует и впредь гнуть свою линию, воспитывая аудиторию и даже "отказываясь от неугодных пользователей". Высказывание это немедленно получило отклик зала, и на Савицкого посыпались вопросы, как ожидаемые и интересные про специфичность аудитории Хабра и системе инвайтов, так и истеричные "за что вы меня забанили, черти?"

Монетизация ресурса продолжится только за счет рекламы (как баннерной, так и на страницах компаний), с обычных пользователей никто и ни за что денег брать не начнет. Зато, вполне возможно, что у ресурса когда-нибудь появится свой журнал.

# # # #

А теперь, извините, но снова о нем, о баяне. Дмитрий Кравчук (Стихи.ру, Проза.ру) в этом отношении переплюнул всех, озвучив ещё раз тот же доклад (и показал те же слайды), которые фигурировали на декабрьской конференции РОЦИТ'а, посвященной нишевым сообществам. И действительно, зачем мудрствовать лукаво, тема-то одна и та же. Мы, в свою очередь, тоже не будем заморачиваться и перечислим только то, что в прошлый раз не стали.

По подсчетам Кравчука, нишевые проекты находятся за гранью рентабельности, один читатель стоит примерно рубль, а за счет рекламы приносит 0,2 доллара в месяц. Пользоваться платными услугами при этом готовы от 1% до 5% юзеров, поэтому если потенциальные создатели сервисов хотят зарабатывать миллионы, им стоит создавать не узконаправленный проект, а что-то более прибыльное.

В общем и целом, невеселая вырисовывается картина. А ведь счастье было так возможно! Не так давно на просторах Рунета появился новый герой, ворвавшийся в серые будни IT-журналистики глотком свежего воздуха и заставивший всех напрячься. Теперь сотни людей (и редакция "Вебпланеты, не будем скрывать, в их числе) следят за действиями нашего героя, затаив дыхание: что же он выкинет? как скоро утрет всем нос? Речь идет, конечно же, о блоггере нового поколения по имени Темма Майнас. По слухам, этот человек собирался выступить с докладом на i-Community, и, опять таки по слухам, сделать ему этого не дали, так как "многие люди были против".

Хочется обратиться к этим самым многим людям: Господа, да вы зануды! Кто мог внести свежие трели в звучание ансамбля баянистов? Кто мог бы треском взорвалей и резьбой пугалей всколыхнуть предстоящий год и сбросить все старое с корабля современности? Он, тот самый человек, у которого не получилось выступить.

# # # #

А напоследок про менее яркие, но таки свершившиеся новшества: в этом году организаторы конференции решили разнообразить будни рунетчиков проведением конкурса "Блог Рунета - 2009". Начинание очень хорошее: наш народ, как известно, соревнования любит, во время Премии Рунета, например, не раз устраивались пляски с саблями. А вот результаты, озвученные в ходе i-Community, комментировать мы на себя смелости не возьмем – смотрите сами, решайте сами.

Злата Николаева