Медиановости

5 марта 2009 16:17

Обзор событий российского медиарынка за февраль

Традиционный ежемесячный обзор составлен на основании рейтингов новостей, ежедневно размещаемых на MediaGuide.ru. Источниками новостей служат пресс-релизы, получаемые от центральных и региональных издательских домов, компаний-производителей товаров и услуг, рекламных и PR-агентств, общественных организаций, компаний-распространителей печатной продукции, полиграфических комбинатов, а также печатных и интернет-СМИ. Рейтинг новостей формируется на основе подсчёта количества обращений пользователей сайта на ту или иную новость за одну неделю, а затем и за целый месяц.

Центральные и региональные СМИ

Февраль продемонстрировал нам, что медиаиндустрия начинает выходить из кризисного оцепенения. Само собой, новая экономическая ситуация все-таки отражается на состоянии медийного рынка: издания закрываются, расходы сокращаются и т.д. Но несмотря на то, что приходится адаптироваться к новым экономическим реалиям, жизнь все-таки продолжается. Останавливаться в развитии на данном этапе — было бы самой большой ошибкой. Поэтому нас особенно радовали новые проекты издательских домов, которых в этом месяце было немало.

12 февраля состоялось вручение Национальной премии в области печатной прессы "Искра". На конкурс было представлено более 800 работ из 156 редакций со всей страны. Со списком лауреатов можно ознакомится на нашем сайте.

Союз журналистов России назвал причины снятия Игоря Яковенко с поста секретаря организации. Председатель СЖР Всеволод Богданов заявил, что Яковенко был выведен из состава секретариата потому, что не выполнил свои обязательства по созданию Центра развития СМИ.

Журнал "Финанс" опубликовал шестой рейтинг миллиардеров. Судя по его результатам, финансовый кризис сильно ударил по кошелькам самых богатых людей страны. В этом году лидером рейтинга стал Михаил Прохоров, чье состояние оценивается в $ 14,1 млрд.

АКМР изменила название и позиционирование. Теперь название, наиболее полно отражающее деятельность АКМР — Ассоциация корпоративных медиа и директоров по коммуникациям России.

Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) подвела итоги ежегодного конкурса "Лидер рынка печатных СМИ — 2008". Наилучшие результаты в розничном распространении в своих категориях за 2008 год показали глянцевые журналы Издательского Дома Hachette Filapacchi Shkulev/ИнтерМедиаГруп — Maxim и Psychologies.

В то же время АРПП зафиксировала в феврале этого года резкую нехватку газет и журналов в ряде розничных сетей Москвы. По данным АРПП, кризис повлек сокращение полосности изданий и их тиражей. Ассоциация привела соответствующие данные по разным издательским домам, среди которых фигурировал и ИД HFS/ИМГ.

В свою очередь ИД HFS/ИМГ опубликовал официальное письмо, в котором говорится, что компания не сокращает тиражи издаваемых журналов, вопреки информации АРПП, а скорее ужесточает требования к дистрибьюторам при их поставке. А основной статьей сокращения расходов ИД HFS/ИМГ стал маркетинг и продвижение.

При этом, по информации ИД HFS/ИМГ, некоторые издания даже показывают рост тиража. Так средние тиражи "Антенны-Телесемь" по России в декабре 2008 — январе 2009 составляли 4 200 000 экз. в неделю. С начала февраля заказ на издание увеличился и составил 4 350 000 экз. Тираж московского журнала "Антенна" на период декабрь 2008 — январь 2009 составлял 550 000 экз. в неделю, на начало февраля — 580 000 экз.

Похвастался приростом тиража еженедельник "Папарацци" ИД C-Media. Ежемесячный тираж издания в феврале превысил миллион экземпляров.

По информации "Новостей СМИ" изменения произошли и на рынке бесплатной прессы. Как рассказал изданию руководитель отдела продаж Logic Media Group Денис Калинин, изменения затронули не всю печать: "На газеты, косвенно или напрямую связанные с работой ("Работа в столице", "Работа в Москве" и т.д.), спрос упал, поскольку рекламодатели не хотят сейчас сотрудничать с такими изданиями на свой страх и риск. В дальнейшем ситуация должна измениться, но произойдет это не раньше марта. Тем временем такие издания, как "Экстра-М", "Мой район", продолжают распространяться и довольно успешно. А крупные издательские дома в свое время "брали паузу", но сейчас продолжают работать (например, "РДВ-Медиа", "Пронто", "Деловой мир")".

Одним из самых знаменательных событий стало известие о перезапуске бесплатной московской газеты "Метро" под международным логотипом Metro International. Событие это сколь неожиданное, столь и логичное. В связи с этим был осуществлен ряд нововведений, призванных интегрировать российское подразделение Metro International в международную систему редакции. В московской и питерской редакциях газеты была установлена система Metro Publishing System (MPS), которая объединяет редакции Metro во всем мире. Сайт московского издания переехал на объединенный портал газеты Metro в России — www.metronews.ru. Полная "Metro-перезагрузка" состоялась 2 марта.

Определенные успехи показал журнал "Большой город" ИД "Афиша". С января дистрибуция издания была переведена на платную основу. По данным Торгового Дома Книги "Москва", за первые две недели платного распространения журнал "Большой город" вошёл в десятку лидеров продаж.

К сожалению, некоторым ИД пришлось попрощаться со своими детищами, в основном с теми из них, что находятся на стадии инвестирования, а значит, требуют значительных затрат. Так Independent Media Sanoma Magazines приостановил выпуск еженедельника Gloria. ИД "Абак-пресс" прекратил выпуск журналов "Бизнес и Жизнь — Казань", "Бизнес и Жизнь — Ростов", "Деловой Квартал — Пермь" и "Техсовет".

В тоже время отдельные издания переживают второе рождение. ИД C-Media заключил трехстроннюю сделку с британским холдингом Bauer Media и ИД Forward Media Group по приобретению лицензии на журналы CAR и EMPIRE. Ранее они издавались Forward Media, однако в связи с кризисом их выпуск был заморожен. Пост издателя журнала CAR занял Максим Малкин, главным редактором остался Александр Евштокин. Издателем русскоязычного EMPIRE стал Дмитрий Голубничий, а на пост главного редактора назначена Леля Смолина.

ИД Forward Media Group представил новую версию мужского журнала "Медведь". Целевая аудитория журнала осталась прежней — это состоятельные мужчины в возрасте от 30 до 40 лет, сильные, успешные и уверенные в себе. Изменился дизайн журнала, рубрикатор и авторский коллектив.

С февраля по всем железнодорожным направлениям "Российских Железных Дорог" возобновилось распространение специального выпуска для путешественников "Жизнь. Счастливого пути!". Первый тираж составил 100 000.

"Акция" второй раз получила World`s Best-Designed Newspaper Awards за лучший дизайн газеты.

Газета "Коммерсантъ" расширила зону своего присутствия, дойдя аж до туманного Альбиона. В британской столице будет распространяться московская версия "Коммерсанта" с британской рекламой. Эксперты положительно оценивают подобный шаг.

"Деловой квартал" опубликовал результаты анализа регионального рынка деловой прессы, осуществленного на основе данных мониторинговой службы ИД "Абак-Пресс". В целом, рынок деловых изданий городов-миллионников вырос на 8%. В первом полугодии региональный рынок развивался интенсивнее федерального (+30%), во втором полугодии 2008 г. кризис привел к падению (-7%).

По информации Adinpress, в январе рекламный бюджет прессы Екатеринбурга снизился на 31% по сравнению с январем 2008 года, а бюджет Челябинска — на 36%. В Екатеринбурге единственная категория изданий, в которой на первый взгляд сохранились объёмы рекламных бюджетов — это деловые издания. Наибольшее снижение показателей наблюдаются в категории "Рекламные издания". Падение бюджетов составило 38%. В Челябинске также лидерами по спаду бюджетов являются рекламные издания (-43%). Объясняется эта ситуация еще и тем, что у некоторых из ведущих изданий в январе этого года вышло на один номер меньше, чем в прошлом году.

Компания "Медиалогия", лидер в области медиаанализа, составила рейтинг цитируемости деловых и общественно-политических печатных СМИ за 2008 год. По результатам исследования журнал Forbes признан самым цитируемым ежемесячным журналом, а "Эксперт" признан самым цитируемым деловым еженедельным журналом. На втором и третьем местах среди еженедельников расположились иностранные издания — Spiegel и Fortune Magazin.

Тяжело переживает кризис "РБК Информационные системы". Альфа-банк и "Королевский банк Шотландии" подали иски в суд, с просьбой взыскать с холдинга задолженности по кредитам. Напомним, что не так давно в СМИ начала циркулировать информация о том, что РБК ведет переговоры о продаже бизнеса.

В феврале мы поздравляли газету "Труд" с 88-летием и газету "Собеседник", которой исполнилось 25 лет. Свой первый юбилей отпраздновала газета "Ведомости". Уже три года в России выходит International Herald Tribune. Проекту "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ — Волгоград" исполнилось два года.

Слияния и поглощения

6 февраля сотрудники издательского дома "B2B Media", входящего в состав холдинга "Проф-Медиа", устроили пикет в знак протеста против действий руководства холдинга и лично Рафаэля Акопова. Сотрудники заподозрили руководящий состав "Проф-Медиа" в желании избавиться от неприбыльного актива (ИД "B2B Media"), провернув довольно хитрую схему банкротства ИД.

Швейцарский издательский холдинг Edipresse Group до конца года станет единственным владельцем российского издательского дома "Эдипресс-Конлига", выкупив еще 14,6 % его акций. В настоящее время Edipresse Group владеет 85,4% акций в российской компании, остальная доля принадлежит основателям "Эдипресс-Конлига" Александру Колосову и Раисе Неягловой-Колосовой. По информации "Коммерсанта", председателем совета директоров российской компании назначен Андреас Тилк.

"Евро-адрес", один из крупнейших издателей телефонных справочников России, ранее принадлежавший TPG Capital, сменил владельца. Покупателем стал фонд Quadriga Capital Russia.

Новые проекты

В феврале стартовал новый проект Медиа-группы "ЖV!" — еженедельная газета "F5. Интернет как образ жизни". Газета "F5" — это еженедельное развлекательное издание формата general interest, в основу которого положен пользовательский контент. Распространяться она будет бесплатно в Москве и Санкт-Петербурге.

Издательский Дом "MediaInfoGroup" (ИД "MIG") запустил новую бесплатную еженедельную газету "МоскваInfo". Целевая аудитория МоскваInfo — активные и платежеспособные жители Москвы в возрасте 25-45 лет. Выходит еженедельник по понедельникам тиражом 300 тысяч экземпляров объемом 20 полос в новом для отечественного рынка формате D3 (289?350 мм). Газета распространяется в бизнес-центрах, сетях супермаркетов, на автозаправочных станциях, в сетях ресторанов, а также "hand-to-hand" в местах скопления людских потоков. Помимо этого читатели имеют возможность получать свежие столичные новости на сайте www.moscow-info.org.

Газета The Moscow Times выпустила гид для иностранцев о России — "Russia for Beginners. A Foreigner`s Guide to Russia" — англоязычное издание о русских, написанное иностранными авторами, длительное время прожившими в России. Своим опытом делятся иностранные топ-менеджеры крупнейших транснациональных компаний. Кроме того, в 2009 году The Moscow Times планирует расширение серии приложений MT Conference Specials, куда входят разделы B2B Business Special, Market Overview и Employment.

На российском рынке печатной прессы появился новый оригинальный проект — журнал для настоящих пап "Батя". Издание продемонстрировало, что на рынке осталась еще масса незаполненных ниш, одну из которых и занял новый журнал.

В Питере стартовал новый информационно-справочный проект "City. Атлас" — специальный раздел, публикуемый в трех журналах медиагруппы "Экспресс-Сервис": "На Невском", "Free Тайм" и "Под ключ". Уникальная система распространения журналов гарантирует точное попадание в целевую аудиторию высокодоходных жителей Петербурга и полное ее покрытие.

Новости рекламного мира

"Ведомости" опубликовали данные "TNS Санкт-Петербург" по рынку рекламы в Санкт-Петербурге. Согласно проведенному исследованию, рынок рекламы в северной столице вырос на 36%, в то время как средний по России показатель составляет 20-25%.

Согласно данным "TNS Россия" самым крупным рекламодателем в печатной прессе по-прежнему является компания L`Oreal с объемом в 1108 полос А2 (рост 7,7%), далее идут Mercury (852,85 полосы) и P&G (770 полос). Исследовательская компания отмечает, что сложившаяся экономическая ситуация, сделала подсчет стоимости рекламных размещений практически невозможным.

По данным АКАР в 2008 году российский рынок рекламы принес рекордные объемы денежной массы в СМИ. Индустрия собрала 267 млрд руб. с ростом 18% по сравнению с 2007 годом. Однако уже в четвертом квартале показатели сильно ухудшились.

Тем временем, аналитики в один голос говорят о перераспределении рекламных бюджетов в пользу интернет-рекламы.

По оценке AdWatch, общий объем рынка интернет-рекламы (не включая контекстную рекламу) по итогам 2008 года составил 6,61 млрд рублей, без НДС, что соответствует 35% росту по сравнению с 2007 годом.

По информации РА Mindshare Interaction, общий объем рынка интернет-рекламы в 2008 году составил 14,7 млрд рублей (без учета НДС), что на 5% больше результата 2007 года. Объем контекстной рекламы в 2008 году увеличился на 61%, составив 8,9 млрд рублей. По предварительным прогнозам, 2009 год индустрия также закончит в плюсе, показав рост около 5%, хотя ситуация в значительной степени зависит от дальнейшего сценария развития кризиса.

Интернет

Редакция газеты "Мой район" запускает новый интернет-проект — информационно-новостной портал Санкт-Петербурга www.mr7.ru. Он будет предоставлять в режиме on-line семь дней в неделю последние новости города, страны и мира. Новый информационно-новостной ресурс стал продолжением развития сайта газеты "Мой район" www.mr-spb.ru.

Первая в Рунете детская социальная сеть Tvidi.ru стала доступна всем детям страны. Теперь на сайте можно зарегистрироваться без приглашения. Портал Твиди ориентирован на детей 6-14 лет. В "закрытом" режиме социальная сеть смогла привлечь 35 тыс. пользователей.

Online-подразделение Издательского дома Conde Nast запустило на сайте www.GQ.ru обновленный раздел авторских блогов. Своими впечатлениями, знаниями и эмоциями с посетителями сайта будут делиться известные журналисты, путешественники, шеф-повара, критики моды, техно-фрики.

Группа компаний РБК и Quote.ru представили новый проект "Макроэкономика". Теперь пользователи РБК получили доступ к последним данным макроэкономической статистики, характеризующим состояние российской и других крупнейших мировых экономик. Новый проект содержит в себе несколько информационных, новостных и аналитических блоков, освещающих состояние экономик мира.

Кадры решают все

Главный редактор журнала "Лиза. Мой ребенок" Дарья Павлова-Сильванская скоропостижно скончалась в ночь с 23 на 24 февраля 2009 г.

Новые назначения в Independent Media. С марта 2009 года Дарья Веледеева назначена главным редактором Harper`s Bazaar. Журнал Grazia возглавит Алена Пенева.

Произошли изменения в управленческой структуре "ИнтерМедиаГруп". Должность вице-президента — заместителя председателя Совета директоров ЗАО "ИнтерМедиаГруп" была упразднена, в связи с чем Олег Хрипунов покинул этот пост. Дмитрий Усачев покинул пост генерального директора "ИнтерМедиаГруп Урал", на этой должности его сменила Наталья Сизая.

Леонид Макарон, бессменный генеральный директор "Пронто-Москва", занял пост президента медиахолдинга. На должность генерального директора назначен Фёдор Огарков, ранее исполнительный директор "Пронто-Москва".

Дарья Пухаева назначена на должность издателя журнала Glamour. Ирина Шуленина, ранее занимавшая эту должность, приняла решение покинуть компанию.

Владислав Синалицкий стал новым директором по рекламе московского издания "Метро" (теперь часть семейства Metro International).

В журнале Rolling Stone новый главный редактор. Издание возглавил Александр Кондуков.

Главным редактором российской англоязычной газеты стал британский журналист Тим Уолл, ранее занимавший пост редактора отдела бизнеса The Moscow Times.