Медиановости

6 марта 2009 17:40

Даниил Купсин: "Важно понимать, что медиабизнес – это командная игра"

Национальная ассоциация телерадиовещателей признала радио Business FM лучшей радиостанцией 2008 года (лучшим телеканалом признан "Вести 24"). Чуть раньше за создание уникального формата этой радиостанции (и успешный вывод ее на рынок) национальная премия "Медиаменеджер России-2008" была присуждена первому заместителю генерального директора холдинга "Объединенные медиа" Егору Альтману и креативному директору Дмитрию Солопову. А еще раньше лауреатом премии "Медиаменеджер России-2007" стал генеральный директор холдинга и радиостанции Даниил Купсин. Если учесть, что только-только (5 марта) Business FM исполнилось два года – это весьма достойные достижения. Корреспондент "НГ" задал несколько вопросов Даниилу Купсину.

Даниил, по данным компании "Комкон", с ноября 2008 года по январь 2009-го ежедневная аудитория Business FM выросла с 470 тысяч до 607 тысяч человек. Как такое возможно в кризисные времена?

– Именно в кризис наша аудитория существенно выросла. За год (январь 2008-го – январь 2009-го) в рейтинге московских премиальных радиостанций радио Business FM переместилось с 20-й на 9-ю позицию, а ежедневная аудитория за последние четыре месяца увеличилась на 54%. Даже с учетом кризиса выручка в январе оказалась большей, чем годом ранее. Для нишевой радиостанции – это грандиозный успех. Я – структурный менеджер, моя задача – принести максимальную прибыль акционерам. И я горжусь тем, что команда, которую я подобрал, смогла выполнить те обещания, которые давались инвесторам. Наша радиостанция представляет разнообразную экономическую информацию, самые последние сведения о финансах, бизнесе и политике, а также мнения экспертов. По понятным причинам интерес к новостям экономики возрос, а Business FM – это реальная возможность сориентироваться в деловом мире в столь сложное время. Видимо, поэтому нас слушает все большее количество людей.

А что такое "премиальная радиостанция"?

– Та, которая ориентирована на платежеспособную и не массовую часть населения (от английского premium): хорошо образованную, поддерживающую определенное качество и уровень жизни. По-русски, наверное, грамотнее было бы говорить "премиумная радиостанция", но как сложилось – так сложилось.

Ваша аудитория – финансисты?

– Ну что вы, разве может быть в Москве 800 тысяч финансистов! Наша аудитория – это люди успешные и те, кто хочет стать успешным. Студенты вузов, те люди, которые не против приобрести финансовую грамотность… Понимаете, мы – первое независимое информационное радио в стране, и мы являемся ответственным СМИ. Собственного мнения транслируем немного – являемся в основном дистрибьютором мировых новостей. Мы не входим ни в одну финансовую группу, не лоббируем ничьих интересов, для нас нет запретных фигур, у нас не действует телефонное право – все это позволяет мне считать Business FM великолепно сделанным проектом, притягательным как для слушателей, так и для рекламодателей.

Что происходит с рекламой?

– Рынок радиорекламы падает – отрицательный рост равен минимум 20–30%. Однако полагаю, что существенное прибавление числа радиослушателей позволит Business FM в 2009 году привлечь, помимо традиционных клиентов, рекламодателей из других сегментов, в частности ритейла. Мы не входим в топ-десятку по рейтингам (на что, являясь нишевой радиостанцией, и не рассчитывали), но по приносимым доходам – входим в "золотую" десятку. В которой, кроме Business FM, информационной станцией является еще только "Эхо Москвы". Уверен, что по итогам наступившего года мы больше них соберем сумму по выручке, поскольку как финансовый проект мы – более успешные. Хотя у нас и нет "эховских" фишек – интерактива, длинных авторских передач… У нас есть авторские сюжеты, их не так много, и они не основаны на звездах. При запуске проекта моим требованием было – не делаем ставку на звезд, делаем их сами. В России понятие "звезда" – ничем не обоснованная должность. Звезда, которая не может собрать зал-пятитысячник, – смешно!

Какие-то антикризисные меры принимались в холдинге? Коснулась ли его оптимизация?

– А как же. Мы вынуждены были провести целый комплекс по оптимизации затрат: пришлось прекратить трудовые отношения с 10% сотрудников, сократить зарплаты на 25%, сократить производственные издержки по транспорту, коммуникациям… Еще в марте прошлого года мы поняли, что экономическая ситуация крайне нестабильна и разогрета до состояния рисков. Уже тогда нами был составлен детальный план оптимизации и сокращения издержек. Мы максимально увеличили объемы бартера по товарам, которые закупали для использования в операционной деятельности. Следующий шаг заключался в нахождении и устранении дублирования в функциональных обязанностях сотрудников. Далее пришлось заниматься оптимизацией и перестройкой технологических цепочек, изменением графика работы, а также сокращением персонала и фонда оплаты труда. Реализация плана позволила к середине осени прошлого года уменьшить издержки на 30% – все это происходило тогда, когда слово "кризис" еще считалось запретно-ругательным. Сегодня работа по реструктурированию затрат продолжается – ведутся переговоры с контрагентами, почти на 20% уменьшилось количество подписок на информационные ленты. Таким образом, вовремя запланированный и без спешки осуществленный комплекс антикризисных мероприятий позволил нам уже осенью выйти на операционную прибыль.

Говорят, топ-менеджмент холдинга оптимизировал и свои зарплаты донельзя?

– Мы привязали свою зарплату напрямую к деятельности нашего низкорентабельного проекта – на прибыль мы в этом году не рассчитываем, но надеемся обойтись и без дополнительных инвестиций. Как можно требовать жертв от сотрудников, не требуя их от себя? Я, креативный директор Дмитрий Солопов, мой первый заместитель Егор Альтман и главный редактор Евгений Ревзин – будем получать по 1 доллару в месяц. Как долго это продолжится – квартал, год, – не знаю: в зависимости от экономической ситуации. Это не значит, что мы перестанем есть-пить: наша компенсация скорее привязана к выручке, нежели к заработной плате. На старте проекта 15% акций были переданы акционерами топ-менеджменту; сейчас обсуждаются введения опционной системы для поощрения более широкого круга сотрудников. Медиабизнес – очень "командный" бизнес: важно понимать, что это командная игра. Кстати, в этой связи хочу отметить заслуги коммерческого директора Алены Даниной и исполнительного директора Олега Тенина. У нас великолепный персонал.

Радио Business FM – флагман, а что с другими активами холдинга?

– Выпуск биржевой газеты с одноименным названием в бумажном виде приостановлен и до преодоления трудностей будет выходить в онлайновом виде. Радиостанция "Кино FМ" – трудное дитя: российская киноиндустрия не является выгодным сегментом рынка, у киношников нет бюджетов на рекламные кампании. Отчасти мы изменили формат – расширили плей-лист, теперь это "98 хитов", а не только саундтреки, – и предприятие стало относительно прибыльным. В нашем интернет-портале BFM.ru ключевая персона – главный редактор Антон Носик, приятно, что он к нам не так давно присоединился. Носик не только наемный работник, но и миноритарный совладелец проекта BFM.ru. Я делаю большую ставку на развитие интернет-проекта. В конце этого года он должен выйти на самоокупаемость с ежедневной посещаемостью в 100–120 тысяч человек.

Смотрю, этот неприятный путь прокладываем именно мы – первыми начав оптимизацию, первыми переведя актив-газету в онлайновый режим… Эмоционально это нелегко.

Я вам больше скажу – с нового года перестал выходить журнал "Огонек", но много раньше перестали выходить "Московские новости", к которым вы имели непосредственное отношение. И жалко брендов, и непонятно – они-то, заслуженные, почему?

– В стране, в которой эти издания прославились, рентабельность отсутствовала в принципе. Можно ли было повторить пик их популярности, чей шлейф, согласен, велик? Названия эти несут ценность для аудитории уходящей и неплатежеспособной. Если камень упал, поднять его очень сложно. Или уж надо провести такие ребрендинг и репозицирование, что никаких денег не хватит. На массовое печатное издание в год уходят 5–7 миллионов долларов только на дистрибуции.

Даниил, вы успешный человек, оба свои образования – финансовое и юридическое – получили в Америке, вам есть с чем сравнивать и т.д. В России начинается очередной всплеск дауншифтинга – вы можете понять этих людей, так сказать, своих коллег по успешности?

– Представьте, я их понимаю и сам как минимум раз в месяц готов все бросить. Всех денег не заработать, а на свете существуют океан, солнце, семья, наконец. Я, например, с вечера пятницы и весь уик-энд для бизнеса недоступен – не говорю и не думаю о нем.