Медиановости

19 марта 2009 13:41

Общественная палата: Из законопроекта об инсайде необходимо убрать упоминания о СМИ

Проект закона о борьбе с инсайдом должен быть кардинально пересмотрен в области, касающейся СМИ, как ограничивающий деятельность журналистов, нарушающий основные конституционные права в области оборота информации и не связанный с законодательством о средствах массовой информации, вплоть до полного исключения из него упоминаний о СМИ, говорится в проекте экспертного заключения Общественной палаты (ОП) по законопроекту.

Проект закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком", внесенный в Думу в конце 2008 года, устанавливает ответственность за совершение сделок с использованием инсайда. Законопроект дает определения инсайдерской информации, инсайдеров, признаков манипулирования рынком, а также вводит дополнительные требования к раскрытию инсайдерской информации и правовые механизмы контроля за ее использованием.

"Законопроект наносит крайне серьезный ущерб всем видам средств массовой информации - как специализирующимся на финансово-экономической информации, так и общественно-политическим, фактически препятствуя их профессиональной деятельности... все нормы, прямо или косвенно касающиеся деятельности СМИ, выглядят в законопроекте откровенно чужеродными", - говорится в проекте заключения ОП.

Как сообщил на заседании профильной комиссии ОП, посвященном законопроекту, секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов, Палата предлагает либо полностью исключить упоминание СМИ в документе, либо идти на компромиссную корректировку всех статей, касающихся журналистской деятельности.

"Все, что здесь (в законопроекте) сказано о СМИ, совершенно неоправданно и не основано на законе о СМИ", - заявил Федотов.

Так, согласно проекту заключения, принятие закона сделает его частью финансового законодательства, при этом к закону о СМИ - основному регулятору деятельности журналистов - он относиться не будет.

"Следовательно, данный закон не может как-либо ограничивать "поиск, получение, производство и распространение массовой информации", поскольку такие ограничения могут быть предусмотрены только законодательством РФ о средствах массовой информации", - отмечают авторы заключения.

Документ ОП также отмечает "неадекватность" предлагаемых мер. Так, по мнению членов Палаты, установление формальных ограничений для журналистов, освещающих положение на финансовых рынках, "никак не может способствовать сохранению инсайдерской информации в тайне до момента ее законного раскрытия".

Законопроект обязывает журналистов указывать имя и должность физического лица, производившего исследования, а также указывать свою заинтересованность в данном деле.

"Иными словами... если журналист является владельцем 10 разных акций, то он должен в своей аналитической статье или 10-строчной заметке дать список этих акций", - отмечают в ОП.

Авторы заключения отмечают, что та же ситуация обстоит и с источниками журналисткой информации. СМИ обязаны по требованию федерального органа исполнительной власти предоставить информацию, в том числе составляющую коммерческую и банковскую тайну. При этом, согласно закону о СМИ, редакция "обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени", за исключением случаев требований от суда.

Авторы заключения предупреждают, что принятие закона в нынешнем виде заблокирует деятельность всех информационных агентств.

"Благодаря крайне расплывчатому понятию инсайдерской информации информационные агентства не смогут распространять "достоверную по своему характеру нераскрытую информацию", касающуюся положению на финансовых рынках... нигде в законопроекте не разъясняется, исходя из каких объективных показателей следует сделать вывод о том, может та или иная информация оказать существенное воздействие на цены", - говорится в тексте.

Таким образом эксперты из ОП заключили, что организации СМИ и их сотрудники не должны рассматриваться как инсайдеры и нести ответственность, кроме случаев умышленного участия в инсайде и манипулировании. Привлечение к ответственности журналистов возможно только тогда, когда они "умышленно действуют в собственных корыстных интересах", при этом действуя без согласования с руководством редакции.

Проект заключения ОП в ближайшее время будет доработан и направлен в профильный комитет Госдумы.

Термин "инсайдерская информация" вводится в наше законодательство впервые, это публично нераскрытая информация о деятельности компании, раскрытие которой может оказать существенное воздействие на цены финансовых инструментов или товаров, заявил ранее первый заместитель руководителя думской фракции "Единая Россия" Владимир Пехтин. То есть правовое поле, регулируемое законопроектом - операции на финансовом и товарном рынках, добавил он.