Медиановости

23 марта 2009 10:23

Деятели развлекательного телевещания окончательно перешли на приблатненный язык

На "Первом канале" завершился показ сериала под звучным названием "Воротилы". Зритель увидел историю о неразлучной четверке друзей-бизнесменов, начавших свою купле-продажную деятельность в конце 80-х и познавших все прелести выживания в период "первоначального накопления капитала". Фабула сериала, мягко говоря, лишена оригинальности: сходство с культовой "Бригадой" уж слишком очевидно.

В последнее время с нашим развлекательным телевидением происходят печальные вещи, для описания коих более всего подходит слово "деградация". Конечно, и раньше – скажем, год или два назад – сложно было сказать что-либо хорошее о массовой увеселительной продукции, заполнившей отечественный эфир. На фоне бесконечных "субботних вечеров" и "звездных" покатушек на льду любое более-менее вменяемое телешоу (вроде пародийного проекта "Большая разница" на "Первом") автоматически приобретало статус главного события телевизионного сезона.

Однако ранее качественные программы хотя бы появлялись в эфире. Теперь, судя по всему, зритель обречен на то, чтобы быть исключительно тем самым "пиплом", который, как известно, схавает все: пещерный юмор юмористов-самоучек из шоу "Ты смешной!" на "НТВ", похмельного Микки Рурка, пьющего водку и ковыряющего в зубах зубочисткой в эфире "Первого канала", наконец – новую программу вернувшегося на экраны Кашпировского. Что еще более печально - деятели развлекательного телевещания в разговоре с аудиторией окончательно перешли на приблатненный язык, подходящий для трэшевых детективов с вокзального лотка, но не для центральных телеканалов. Как вам, например, название показанного недавно на "НТВ" сериала - "Братаны"?

Очевидно, премьера "Воротил" стала своеобразным ответом энтэвэшникам от продюсеров "первой кнопки". Так сказать – адекватным стилистическим и программным ходом. "Воротилы" - далеко не первый сериал, рассказывающий о том, как создавались бизнес-империи в бандитские 90-е. После ошеломительного успеха "Бригады", впервые показанной осенью 2002 года каналом "Россия", криминальные саги о временах дикого постсоветского капитализма стали неотъемлемой частью отечественного медийного ландшафта. Практически тут же выяснилось, что сделать зрелищный и качественный сериал на тему "Однажды в России" не так-то и просто. Чего стоили только "Парни из стали", появившиеся в эфире "НТВ" в начале 2005 года. Казалось бы – та же нехитрая история о том, "как пацаны к успеху шли". Та же беззаветная дружба мужская, которой не страшна мясорубка бандитско-ментовских войн. Наконец – все тот же отстрел-беспредел. Но при этом смотреть сериал было решительно невозможно.

"Воротилам" столь однозначный вердикт вынести нельзя. На полный провал сериал не тянет, на событие развлекательной телеиндустрии – тем более. Пожалуй, этот проект запомнится зрителям как очередная вариация на тему телевизионной саги о Саше Белом – неплохо сделанная, местами забавная, но при этом бесконечно вторичная и скучная. Не случайно посетители форума "Первого канала" уже успели окрестить "Воротил" "вампукой", а также – "Своротибригадой".

Создатели нового сериала наверняка будут отчаянно отбиваться: мол, у нас история не про "братву", которая стреляла друг в друга, а про нормальных предпринимателей, пытавшихся максимально честно вести свой бизнес. Торговали ребята в "перестроечные" времена вареными джинсами и пивом, за что едва не были отчислены из родного института. Затем, после распада СССР, организовали компанию "Свежий ветер" и за весьма короткий срок превратились во владельцев заводов, газет, пароходов, настоящих олигархов (правда – провинциального масштаба). И все бы хорошо, если бы не продажная милиция, которая взяла и сфабриковала против самого главного "воротилы" уголовное дело. А ребята ведь по жизни честные: конкурентов не отстреливали, никого в лес не вывозили, наркотиками - оружием не торговали. Поэтому при чем тут "Бригада"? Наш телефильм - о законопослушных и энергичных представителях бизнеса, надежде и опоре новой России.

Однако подобные возражения могут вызвать лишь улыбку. Во-первых, понятие "бизнес" в нашей стране на протяжении всех 90-х было едва ли не синонимом слова "криминал". По крайней мере, эти виды деятельности представляли собой две взаимопроникающие сферы, инь и янь постсоветской действительности. Во-вторых, слишком уж затертой выглядит сюжетная схема нового многосерийного фильма. Четыре амбициозных парня, чье превращение в серьезных и влиятельных дядь происходит на фоне переломных для страны исторических моментов, "оборотни в погонах", бесконечно портящие жизнь главным героям, "большие люди" из правительственных кабинетов, занимающиеся, собственно говоря, тем же самым – знакомо, не правда ли?

Даже четверка главных персонажей подобрана не без оглядки на "Бригаду". Взять, скажем, Всеволода Бородина (его роль сыграл молодой артист Александр Пашков) – сильного, изобретательного и пассионарного вожака сериальных "воротил". Этот типаж мы уже, конечно же, видели - в более ярком исполнении Сергея Безрукова. Здесь, правда, не обошлось без сенсаций локального масштаба. Так, несколько дней назад в прессе появилась информация о том, что образ успешного предпринимателя Бородина (которого в самом начале сериала зритель видит в тюремной камере) списан аж с Михаила Ходорковского. Честно говоря, верится в это с трудом. Особенно, если помнить, по какому именно телеканалу шел сериал.

Можно и дальше проводить параллели между "Воротилами" и "Бригадой". Сказать, например, что другой участник бизнес-четверки – разбитной красавец Михаил Валенков (Максим Радугин) – является своеобразным клоном "бригадного" Пчелы (персонажа Павла Майкова), а немногословный и маскулинный герой Дмитрия Орлова – это как бы Фил (Владимир Вдовиченков). Наконец, можно заметить: некоторые сцены "Воротил" до неприличия похожи на отдельные эпизоды "Бригады". Уже одно начало нового сериала, когда переворачивается и разбивается машина с главными героями, повеселит людей, хотя бы раз смотревших сагу с Безруковым. Но оставим этот сравнительный анализ. В конце концов, рейтингов "Бригады" "Воротилам" в жизни не видать. Не случайно продюсеры "Первого" не спешат с показом продолжения сериала, права на который уже были закуплены каналом.

Молодые и красивые артисты в "Воротилах" играют, конечно, старательно. "Звездные" лица на экране мелькают регулярно. Здесь и Александр Панкратов-Черный, и Владимир Турчинский, и Андрей Ильин, и (только не падайте) Анни Жирардо. Легендарная французская актриса исполняет роль некой журналистки, интервьюирующей находящегося в СИЗО Бородина. Каким образом Жирардо, снимавшуюся в свое время у Висконти и Лелуша, а ныне тяжело больную, занесло в Рязань, на съемочную площадку откровенно проходного российского "мыла", остается загадкой. Надо полагать, следующий криминальный сериал о русских "братках" и "коммерсах" специально для "Первого канала" снимет Фрэнсис Форд Коппола.

Авторы "Воротил", кроме того, с энтузиазмом пытаются воссоздать атмосферу и антураж 90-х. Для этого в сценарий сериала даже был втиснут эпизод с популярной в те времена группой "Технология" (музыканты коллектива сыграли самих себя). Все это, надо признать, не спасает проект, остающийся пресным и унылым зрелищем с невыразительными главными героями (за весь фильм, скажем, я так и не смог толком запомнить, как кого зовут) и шаблонным сценарием. А уж многочисленные ляпы окончательно портят впечатление от сериала. Так, партийный бонза времен "перестройки" разговаривает в "Воротилах" по беспроводному радиотелефону и щеголяет в кофте "Лакост".

И все же премьера "Воротил" – событие по-своему примечательное. Ведь на протяжении многих десятилетий профессия предпринимателя в нашей стране считалась чуть ли не аморальной. Теперь наступило время новых героев. О тех, кого раньше презрительно именовали "торгашами" и "спекулянтами", нынче снимают героические саги. Более того – все это показывается в прайм-тайм на главном телеканале страны. Словом, понятия нравственности и ценностей в очередной раз доказали свою релятивность.

Кстати, при внимательном просмотре в новом сериале можно было обнаружить несколько актуальных политико-экономических месседжей. Упомяну только один эпизод: главный герой "Воротил" Всеволод Бородин долго рассматривает различные финансовые таблицы и графики, а затем произносит крамольную по нынешним временам фразу. Воспроизведу ее дословно: "При такой экономической политике рубль рухнет окончательно. И знаете, что нас спасет? Долларовые счета!".

Без комментариев. Ф