Медиановости

23 марта 2009 16:19

Вечно живые. В России нет рынка СМИ?

"Глобэкс" стал совладельцем "Эксперта", "Коммерсантъ" купил "Огонек", а РБК, похоже, вновь утер всем нос, договорившись с кредиторами. Какие бы материальные трудности ни испытывали наиболее влиятельные медиа в нашей стране (а также те, от которых остался только громкий бренд), им не дадут кануть в Лету вопреки всем законам рынка.

"Эксперт" минус 10%

В "Эксперте" 8 марта в этом году стало праздником не исключительно женским, а всеобщим. Накануне приуроченного к нему выходного дня сотрудникам наконец выдали январскую зарплату. В конце минувшего года оклады в редакциях и так урезали на 20%, а в начале нынешнего и эти средства стали задерживать. Рассчитаться с работниками удалось благодаря ссуде в несколько десятков миллионов долларов, которую журналу дали ВЭБ и его дочерний банк "Глобэкс". Если верить "Ведомостям" и прочим слухам на медиарынке, банки дали не стандартный кредит, а приобрели долю в "Эксперте" — ориентировочно в 10%.

В тройке утопавших этот медиахолдинг достоин, пожалуй, самых высоких оценок благодаря одноименному журналу, долгое время лидирующему на рынке качественной деловой информации. Однако доходов одного "Эксперта" оказалось недостаточно, для того чтобы развивать другие проекты холдинга: журналы "Русский репортер" и D', а также телеканал "Эксперт-ТВ", который не только не приносит прибыли, но и съедает большую часть доходов медиагруппы.

"Я не вижу в данной ситуации каких-либо существенных рисков для компании. Если ей удалось привлечь средства в условиях текущей неблагоприятной конъюнктуры, пусть и ценой вхождения внешнего инвестора в акционерный капитал, это в любом случае позитивно, — говорит аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. — Вряд ли новый акционер будет каким-то образом влиять на редакционную политику или существенно корректировать стратегию развития компании".

Оценки же вероятной выгоды такой покупки (если она все-таки состоялась) для банков неоднозначны. По словам Максима Клягина, привлекательной эта сделка может быть "только с точки зрения долгосрочных инвестиций в сильных игроков, способных в будущем существенно увеличить свою долю рынка и повысить капитализацию". Еще один плюс приобретения, по его мнению, заключается в том, что подобные активы сегодня, как правило, оцениваются с весьма существенным дисконтом, а в перспективе, по мере восстановления сектора, их рыночная стоимость может заметно вырасти.

Прогнозов относительно того, когда именно произойдет восстановление сектора, пока не делает никто. Однако и роста темпов падения в ближайшее время эксперты не предрекают. Как заявил "Часкору" советник генерального директора ИД Media3, вице-президент Гильдии издателей периодической печати Василий Гатов, "не стоит ожидать, что погибнут те, кто уже смог удержаться на первой волне кризиса и показывает сейчас стабильный результат".

Впрочем, все рассуждения о положении дел на журнальном рынке с точки зрения экономических процессов имеют смысл лишь отчасти. Возможно, куда лучше истинное положение дел иллюстрируют слова влиятельного источника на медиарынке, пожелавшего сохранить анонимность: "Мы же понимаем, что Фадеев является членом высшего совета "Единой России", а журнал "Эксперт" традиционно входит в число изданий, наиболее приближенных к определенным группам управления страной. Фадееву достаточно было просто прийти куда нужно и сказать: "Мы погибнем, кредиторы у нас всё отберут" — и деньги нашлись. А мы все сейчас разгадываем, есть ли в этом какой-то бизнес-смысл".

"Огонекъ"

Бизнес-смысл приобретения издательским домом "Коммерсантъ" долгоиграющего журнала "Огонек" придется искать при свете еще более яркого фонаря. Можно сколь угодно долго сокрушаться по поводу того, что "Огонек" на рынке уже много десятков лет, что он стал частью нашей истории, пережил Гражданскую войну и что даже сегодня у него есть преданные поклонники. Делать СМИ — это тоже бизнес. Если журнал не окупается, у него маленькая аудитория и он неинтересен рекламодателям, на нем нужно ставить крест. По логике рынка это будет вполне справедливо.

По этой же логике покупка одного СМИ другим имеет смысл только в том случае, если первое рассчитывает получить от второго более чем ощутимую выгоду. Купив некоторое время назад фотоархив "Огонька" с уникальными историческими снимками, "Коммерсантъ" сделал выгодное приобретение, но сам журнал был вынужден получить в нагрузку.

Гендиректор "Коммерсанта" Демьян Кудрявцев подтвердил в ЖЖ, что "Огонек" не подвергнется реструктуризации и избежит кадровых перестановок, а выпуск журнала может возобновиться уже во втором квартале этого года. "Коммерсанту", конечно, нужно отдать должное: этот ИД — один из самых эффективных с точки зрения стратегического видения и оперативного управления. И даже из "Огонька" сможет сделать конфетку. Вот только без реструктуризации издания тут явно не обойтись. И перестановки в журнале, как сообщают некоторые источники, уже начались.

Насколько "Коммерсантъ" готов вложиться в новый проект, покажут ближайшие месяцы, напомним только, что и самой газете приходится в кризис сокращать свои расходы. Уже несколько недель "Коммерсантъ" выходит по субботам только с тремя полосами статей, а большую часть газеты занимают объявления о банкротствах самых разных компаний. Кроме того, "Коммерсантъ" больше не печатает гороскопы, чем глубоко огорчает читающую публику.

Отсроченный приговор

Живее всех живых, впрочем, снова оказался РБК, который близок к тому, чтобы договориться с банками-кредиторами о реструктуризации своей задолженности и переносе сроков выплат. Еще буквально несколько дней назад авторитетный источник на медиарынке утверждал в интервью "Часкору", что интернет-порталы, принадлежащие входящей в РБК компании "Медиамир", — "Утро.ру", CNews, Loveplanet.ru, Readme.ru и другие — могут быть проданы первому, кто предложит за них более или менее сходную цену. Причем даже в розницу. Невысокая стоимость активов, которую источник оценивал в пределах 1 млн долларов за каждый портал, объяснялась тем, что их основная функция — сервисная (за исключением, пожалуй, только CNews): обеспечивать приток трафика на главную страницу Rbc.ru. Таким образом, и покупать подобные ресурсы имело смысл только как сервисные.

На каких именно условиях РБК договорится с кредиторами и будут ли они влиять на оперативное управление компаний, пока непонятно, но не вызывает сомнений, что при нынешней структуре компании повысить ее эффективность будет крайне непросто. Ввиду того что в перспективе новых интернет-пузырей не намечается, заработать легко и без усилий уже не получится. Поэтому пусть закономерный вопрос — что с точки зрения здравого смысла и бизнеса подвигло банки пойти на мировую, имея все шансы получить РБК в управление — останется без ответа. Или см. часть первую этого текста.

Источник: chaskor.ru

Маша Базарова