Главный редактор журнала "Театральный Петербург" Жанна Зарецкая и ее заместитель Андрей Пронин покинули издание. Причины своего ухода журналисты изложили в открытом письме. По их словам, "неприятные эксцессы, которые сплошь и рядом возникали с самого начала сотрудничества в "РИАЛ-Пронто", в условиях текущего экономического кризиса приняли массовый, обвальный характер".
- Невыплата и задержка авторских гонораров стали обычным делом: это воспринимается в компании как нормальная практика и не вызывает ни тени стыда ни у руководителя компании Александра Евсеева, ни у руководителя редакции "РИАЛа" Алексея Смирнова. Они предпочитают наем новых сотрудников законному расчету со старыми, - рассказали бывшие сотрудники журнала.
Андрей Пронин и Жанна Зарецкая заявили, что им стыдно было бы "превращать выстраданный ими журнал в кладбище пресс-релизов и безграмотных косноязычных опусов, рассылаемых "на правах рекламы". В связи с этим они написали заявления по собственному желанию и покинули редакцию издания.
Должность главного редактора журнала заняла Елена Герусова. Апрельский номер "Театрального Петербурга" вышел уже под ее редакцией. Вместе с Герусовой в издание пришли и новые авторы, такие как Ольга Федорченко, Михаил Трофименков, который в этом году стал обладателем Гран-при конкурса "Золотое перо - 2008". С журналом возобновили сотрудничество и прежние авторы, например Татьяна Ткач.
На вопрос корреспондента Лениздат.Ру, выплачиваются ли сейчас гонорары сотрудникам, Елена Герусова ответила, что этот вопрос решается:
- Сейчас мне сложно комментировать историю, которая была до моего появления в редакции. Кризис поставил всех в новые условия. Во многих СМИ прошли сокращения штатов и урезание заработных плат. Со своей стороны я стараюсь разобраться в ситуации.
Но, несмотря на финансовые трудности, издание не прекратит свой выход. По словам редактора, в апреле появится сдвоенный номер журнала. Высока вероятность, что в мае "Театральный Петербург" также выйдет в свет один раз.
Открытое письмо Жанны Зарецкой и Андрея Пронина
Дорогие читатели журнала "Театральный Петербург", друзья и коллеги!
Прошел год с того момента, как мы начали работу над обновленной версией нашего журнала. Без ложной скромности заявляем, что мы гордимся плодами нашего труда. Иные журналы создаются месяцами, с привлечением многолюдного штата разработчиков, консультантов; издательские дома стягивают в помощь "новичкам" свои лучшие силы. Наш журнал был сделан не "благодаря", а "вопреки" – это, фактически, наше личное рукоделие. Мы с готовностью принимаем упреки: да, дизайн журнала был хотя и добротным (спасибо арт-директору холдинга "РИАЛ-Пронто" Максиму Цою), но не слишком оригинальным; да, нам не всегда удавалось в полной мере охватить многообразие происходивших в культурной сфере города процессов; случались и досадные ошибки, и неудачные материалы. Но если соотнести качество издательского продукта, который мы выпускали, с теми производственными мощностями, которые нам были предоставлены, получится, что и впрямь есть повод для нескромной гордости…
Мы создавали (и отчасти создали) досуговый журнал для думающей аудитории, журнал, который бы сочетал богатый справочный материал по городской культурной афише с высококачественной культурной публицистикой. Стремились разрушить сектантскую келейность, присущую театральной прессе, впустив на страницы журнала материалы о кино, музыке, изобразительном искусстве, литературе. Стремились дать положительный энергетический импульс петербургской прессе, посвященной театру, привнести плюралистическое начало, – предпочитая спорные, но честные размышления об искусстве шершавому языку пресс-релизов, которые и без нас тиражируются в печати многими коллегами. Мы не претендовали на истину в последней инстанции, с самого начала обозначив в формате журнала: то, что здесь
написано, это лишь "слова". Будь то хула или похвала, они остаются словами, частным мнением отдельных лиц, пусть и заслуживших звание экспертов в тех или иных областях искусства. Но мы надеемся, что наше слово будоражило, радовало, раздражало, удивляло, заставляло задуматься.
Мы искренне благодарим наших замечательных авторов: Алексея Гусева, Никиту Елисеева, Ольгу Розанову, Владимира Раннева, Дмитрия Ренанского, Оксану Булах, Екатерину Гиндину, Анну Кузнецову, Анну Сметанину, Марию Кингисепп, Анну Константинову, Светлану Володину, Ольгу Немчикову, Марфу Хромову-Борисову, Марину Бендет, Юлию Сухорукову и многих-многих других. Отдельный низкий поклон грандам московской театральной критики: Роману Должанскому и Павлу Рудневу. Спасибо Асе Левиной, которая оказывала нам неоценимую помощь в качестве информационного сотрудника; спасибо нашему фоторедактору Игорю Сергееву; спасибо ответственному секретарю Александру Симонову и дизайнеру Марии Пижуриной, услугами которых мы, к сожалению, не могли пользоваться долго – после трех месяцев их работы выяснилось, что компания более не в состоянии оплачивать их труд. Спасибо коммерческому руководителю нашего проекта Михаилу Фуркатову и рекламным менеджерам Елене Петифоровой, Марии Лукьяновой и Татьяне Тюленевой, усилиями которых в кратчайшие сроки был выстроен документооборот, журнал стал известен в городе и узнаваем многими (это при нулевом бюджете на саморекламу!), а также получил головокружительный читательский рейтинг от агентства "Гортис". Мы благодарим артистов, режиссеров, директоров и других деятелей искусств, которые нас поддерживали; благодарим девятнадцать замечательных героев девятнадцати выпущенных нами номеров.
Но сегодня мы вынуждены попрощаться. Те неприятные эксцессы, которые сплошь и рядом возникали с самого начала нашего сотрудничества в "РИАЛ-Пронто", в условиях текущего экономического кризиса приняли массовидный, обвальный характер. Невыплата и задержка авторских гонораров стали обычным делом: это воспринимается в компании как нормальная практика и не вызывает ни тени стыда ни у руководителя компании Александра Евсеева, ни у руководителя редакции "РИАЛа" Алексея Смирнова. Они предпочитают наем новых сотрудников законному расчету со старыми. Мы не можем добиться внятного ответа, когда наши авторы получат деньги и получат ли их вообще. Абсурд ситуации усугубляется царящим в компании разгильдяйством, помноженным на кафкианского масштаба бюрократические проволочки и казуистику. Дальнейшее сотрудничество с приглашенными авторами в этой ситуации мы считаем невозможным, ибо нам-то давно уже стыдно. Стыдно было бы и превращать выстраданный нами журнал в кладбище пресс-релизов и безграмотных косноязычных опусов, рассылаемых "на правах рекламы"; стыдно опускаться до халтуры. По крайней мере, перед читателем мы остаемся чисты.
Сообщаем, что журнал "Театральный Петербург" более не имеет никакого отношения к молодежной театральной премии "Прорыв". Мы увольняемся по собственному желанию. Надеемся продолжить наш диалог с читателем в прежнем или расширенном формате – в печатной или электронной версии, но вне организационных рамок издательства "РИАЛ". Несмотря на напряженную экономическую ситуацию, не оставляем надежды на поддержку властей и ответственного бизнеса.
С уважением,
Зарецкая Жанна Олеговна,
бывший главный редактор
журнала "Театральный Петербург";
Пронин Андрей Львович,
бывший заместитель главного редактора
журнала "Театральный Петербург"