Мнения
/ Интервью

7 апреля 2009 18:05

Дмитрий Ратников: Изданиям не хватает сплоченности в отработке важных для города тем

В январе 2009 года в сети появился новый ресурс, посвященный изменениям исторического облика Северной столицы - Karpovka.net. Создатель сайта -  Дмитрий Ратников, студент Северо-Западного института печати, корреспондент "Санкт-Петербургских ведомостей". В рубриках "Разрушенный Петербург" и "Заброшенный Петербург" он ведет учет зданий, которые теряет наш город. На четвертом Всероссийском конкурсе молодых журналистов "Вызов – XXI век" Дмитрий стал победителем в номинации "Вызов – Культура".

Lenizdat.ru поинтересовался у него, чем его привлекла градостроительная тема и как руководство редакции "Санкт-Петербургских ведомостей" относится к его хобби.

Lenizdat.ru: Как появился ресурс Karpovka.net?

– Еще в 2006 году, когда я не работал в большой газете, но горел желанием что-то писать, высказывать свое мнение, я создал на Яndex.ru сайт spb-gazeta.narod.ru. Название выбрал незамысловатое – "Санкт-Петербургская интернет-газета". Основной тематикой ресурса стали социальные сложности и проблемы строительства и реконструкции. У сайта в скором времени появились свои читатели. Особой популярностью пользовались рубрики "Разрушенный Петербург" и "Заброшенный Петербург", впоследствии они и перекочевали на сайт Karpovka.net. В этих разделах я вел учет зданий, которые теряет наш город, выкладывал фотографии домов, которые с начала 90-х годов находились в плачевном состоянии. Так получилось, что следить за изменением лица города стало моим хобби.

Со временем накопился большой список, в который вошло более сотни разрушенных объектов. Похожий перечень есть и у организации "Живой город". Отличительная особенность наших списков в том, что "Живой город" включает в него и здания, чьи фасады все-таки уцелели. Так, например, два корпуса на Почтамтской улице, 3 и 5, занесены в список "Живого города", но не отмечены на моем ресурсе.

Обязательным условием появлением объекта на моем сайте является наличие фотографии. Я знаю несколько "тревожных" адресов, но пока не могу о них выложить информацию, так как нужно еще сделать фотографии. Постепенно я и их добавлю. В общем, как только появляется информация о готовящемся сносе, я оперативно еду на объект, чтобы запечатлеть его последние дни. Поэтому у меня в архиве скопилось много фотографий домов, которых уже нет в городе. Раньше я мог идти по городу и фотографировать подряд все дома, которые встречались на моем пути. Так, к примеру, у меня есть альбом, в котором запечатлены практически все здания Васильевского острова.

Из-за технических сложностей с размещением новостей я задумался о создании полнокровного сайта. Сложностей добавляло то, что до осени 2008 года у меня дома не было Интернета, и постановкой новостей я занимался в интернет-кафе, в гостях у друзей и знакомых. Сайт "Петербургской интернет-газеты" практически жил на моей флешке. Мой сокурсник Денис Панов взял на себя техническую сторону вопроса создания нового сайта. Уже в январе 2009 года в сети появился ресурс Karpovka.net.

Lenizdat.ru: Что отличает "Санкт-Петербургскую интернет-газету" от "Карповки"?

– Если первый сайт был скорее фотохроникой разрушения петербургских домов и видов, то второй – это городское электронное СМИ, на котором есть лента собственных новостей. Создавая "Петербургскую интернет-газету", с периодичностью раз в две недели, раз в месяц я фотографировал изменения, которые происходили на таких объектах, как Новая Голландия, стадион им. Кирова, Морской фасад на Васильевском, Орловский тоннель, изменения на улицах Шкапина и Розенштейна и др. Рубрика "Фотохроники" так и осталась на прежнем сайте, который доступен пользователям и после начала работы "Карповки".

Отличительной особенностью является то, что около 40 процентов новостей я делаю на основе записей, появившихся на всевозможных интернет-форумах, на страницах ЖЖ, социальных сетей. Информацию публикую только тогда, когда точно знаю, кто скрывается  под тем или иным ником. Пока серьезных ошибок не было, да и мелких вроде бы тоже. Новостную ленту стараюсь обновлять каждый день, рубрику с аналитическими материалами – несколько раз в месяц.

Lenizdat.ru: Все фотографии на сайте – твоих рук дело?

– Да. Было бы странно, если бы на каждой странице я подписывал свое авторство. Поэтому только под крупными фотографиями я ставлю свою фамилию специально для тех, кто любит копировать из Интернета снимки, не указывая источник. Уже был случай, когда одна столичная газета взяла фотографии с моего сайта и опубликовала их у себя, а затем выложила на своем ресурсе без ссылки на меня. Пришлось звонить в Москву, разъяснять ситуацию.

Было несколько курьезных случаев. Так, например, поехав снимать "преображение" здания на набережной реки Мойки, где расположился "Талеон-клуб", я вызвал недовольство охраны. Заметив, что я веду съемку, охрана, схватив меня, заставила удалить все из памяти фотоаппарата, аргументировав это тем, что я фотографировал частную собственность, хотя стоял я за строительным забором. Но даже после этого они не сразу меня отпустили. Решив, что я из "Яблока", они провели для меня экскурсию, показали, как идет ремонт.

Сейчас, когда я сотрудничаю с газетой, все стало намного проще: можно получить официальное разрешение на съемку. Те фотографии, которые не идут в газету, я выкладываю на своем ресурсе.

Lenizdat.ru: В редакции "Санкт-Петербургских ведомостей" знают о том, что ты ведешь свой сайт? Как к этому относится твое руководство?

– Да, начальство в курсе. Главное, чтобы мое хобби не мешало работе в газете. Единственный момент, который не понравился моему руководству, – то, что я выкладывал на сайт материалы, которые еще не вышли в издании. Один из инцидентов произошел, когда я первым дал информацию об ошибках, допущенных в панно "Зодчеству Петербурга" на станции метро "Спасская". Так, Огюст Монферран, автор Исаакиевского собора и Александровской колонны на Дворцовой, отчего-то лишился одной буквы "р" и стал Монфераном, Жан Батист Валлен-Деламот, построивший Гостиный Двор и Новую Голландию, превратился в простого Деламота, а Жан-Франсуа Тома де Томон, что создал Стрелку Васильевского острова, сменил фамилию на Детомона. Информацию об этом я сперва разместил на "Карповке". К сожалению, из-за этого ряд других СМИ в скором времени, до публикации в "Ведомостях", также подготовил свои сюжеты о досадных ошибках. В итоге с руководством мы пришли к договоренности, что я буду публиковать информацию в Интернете только после того, как она появится на страницах "Санкт-Петербургских ведомостей".

А так, довольно часто материалы, которые по тем или иным причинам не пошли в газету, я выкладываю на информационной ленте.

Lenizdat.ru: Были случаи, когда тебя просили убрать новости с сайта?

– Один раз. Это касалось новости про "АСН-инфо" (Агентство строительных новостей). Накануне прошла информация, что агентство прекращает свое существование. Я поместил информацию об этом со ссылкой на "Квадрат.Ру". Но в скором времени выяснилось, что эти слухи не соответствуют действительности. В итоге после письма главреда "АСН-инфо" в "Карповку" я снял материал с ленты.

При подготовке материалов я стараюсь быть объективным, избегать оценочных суждений. Даже на "Фонтанке.Ру", случается, появляются такие фразы, как "негативный проект" или "чудовищное здание". Я стараюсь не давать подобных определений. Читатель сам должен сделать вывод. Например, мне нравится, как преподносит новости газета "Мой район". В каждом материале дается мнение всех сторон. Но если в тексте три эксперта дали отрицательную оценку, а один положительную, то у читателя и без подсказки журналиста сложится мнение, что большинство не одобряет какой-либо проект. Также стараюсь делать и я, а не высказывать свое мнение в открытую. Хоть мой ресурс и делается на движке блога, все же он информационный сайт, а не Живой журнал.

Lenizdat.ru: Почему ты начал сотрудничать именно с газетой "Санкт-Петербургские ведомости"? Тебе нравится это уважаемое издание?

– На самом деле так сложилось. Сначала я пытался писать для "Санкт-Петербургского курьера". Писать - громко сказано. Подготовил два материала, один из них вышел в газете. Следующий текст я отправил в "Санкт-Петербургские ведомости". Его опубликовали. Тогда, в 2006 году, я еще был школьником, учился в 11-м классе. Продолжив писать, я попал в отдел экономики, потом перешел в отдел городских новостей. Редактор Евгений Веселов взял меня в штат, когда мне еще не было 18 лет.

Сотрудничая с "Петербургскими ведомостями", я понял, что это действительно интересно. Можно сказать, что я не столько работаю, сколько получаю удовольствие. Раньше это было моим хобби, сейчас это стало для меня работой. Это увлекательно и любопытно. Мне приятна мысль, что я  кому-то могу помочь.

Lenizdat.ru: Есть несколько организаций, который борются за сохранение культурного наследия. Являешься ли ты активистом какой-либо из них?

– Нет. Некоторые общественные организации имеют свойство со временем менять свою направленность. Они начинают дружить с какими-то политическими партиями, движениями. Это может не понравиться руководству издания, в котором я работаю. На мой взгляд, если я вступлю, к примеру, в тот же "Живой город", то могу потерять объективность. Хотя сейчас я с ними во многом согласен, со временем позиция может измениться.

Lenizdat.ru: На твой взгляд, городские СМИ достаточно уделяют внимания проблеме градостроительной политики?

– По-моему, было бы неплохо, если в прессе проходили бы целые информационные кампании. Например, широкий резонанс получила в прошлом году история вокруг здания Биржи на Васильевском острове. После этого власти признали градостроительную ошибку и заставили откорректировать высоту здания. Однако затем все успокоились, и картина практически осталась прежней. На мой взгляд, было бы неплохо СМИ вернуться к этой теме.

К сожалению, изданиям не хватает сплоченности в отработке важных для города тем. СМИ хотят написать первыми, чтобы другие издания в своих текстах потом на них ссылались. Почему-то сложилась такая ситуация, что ссылаться, скажем, на "Фонтанку.Ру" в своих текстах не зазорно, а на офлайновые газеты и журналы – нельзя. Редкий случай, чтобы она газета сослалась на другую.