Медиановости

24 апреля 2009 19:25

Запросы и ответы

Проблемы непредоставления информации решил обсудить уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Игорь Михайлов и собрал для этого компанию людей, которые знают об этой проблеме не понаслышке, причем с разных сторон.

В офис омбудсмена на Щербаковом переулке пришли Артем Баконин, адвокат Союза журналистов, Андрей Кибитов, руководитель пресс-службы Администрации губернатора Санкт-Петербурга, Олег Засорин, главный редактор газеты "Смена", Вячеслав Степченко, начальник отдела информации и общественных связей ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области и другие.

Для затравки г-н Михайлов, шутя, сказал, что у него претензий к СМИ нет, кроме одной – его мало показывают по телевидению. Правда, потом в ходе дискуссии он заявил, что сам предпочитает не ходить в эфир, так как эфиры превращаются в некие шоу, где очень трудно донести до зрителя свое мнение.

Олег Засорин, в свою очередь, сказал, что у него как у журналиста есть много претензий к чиновникам и их пресс-службам.

– Обычно они отвечают, - пояснил г-н Засорин, – пришлите письменный запрос. А это означает косвенный отказ от предоставления информации для СМИ, которые работают в оперативном режиме: интернет-порталы, телевидение, ежедневные газеты.

Кроме того, главный редактор "Смены" посетовал на то, что чиновники под разными предлогами отказываются от приглашения придти в прямой эфир канала 100ТВ, который тоже входит в Балтийскую медиагруппу, как и "Смена".

– То они в командировке, то болеют, то в отпуске… Главу Петроградского района Алексея Делюкина несколько раз звали в эфир. Не идет! Чиновники закрылись!

На что Игорь Михайлов не без иронии в голосе заметил:

– Но ведь Делюкин ведет прием граждан! Значит, он не закрылся…

Андрей Кибитов, руководитель пресс-службы Смольного, с Засориным не согласился: это не чиновники закрылись, а журналисты разучились работать.

– Давайте отделять мух от котлет! – господин Кибитов начал свое выступление с одной из крылатых фраз Владимира Путина. – Если журналист хочет получить информации, он ее получит. Если чиновник к вам не приезжает, приезжайте к нему сами. Я был, есть и останусь журналистом. И когда я работал на канале "Россия", я добывал информацию, выгрызал ее, а не ждал, когда мне ответят на запрос. Но сейчас чиновники готовы предоставить информацию. Журналисты должны уметь грамотно составлять запрос, а они этого не умеют… В конце концов, журналистика – вещь самодостаточная. Если на запрос пришла отписка, так и сообщите об этом. Пусть общество знает своих героев. Но не надо охать!

Свое выступление Кибитов закончил той же фразой, с которой начал: "Давайте отделять мух от котлет!"

По наблюдениям Артема Баконина, журналистам трудно работать с правоохранительными органами, потому что люди, чье звание ниже майорского "в принципе никогда не читали закон о СМИ", а "некомпетентность рождает беззаконие".

Г-н Баконин поделился своими впечатлениями от посещения одного из отделов милиции, где находился его подзащитный: "Это – ад на земле, где работают люди с другой планеты".

Затем омбудсмен зачем-то решил снизить градус обсуждения и перевел его к общим – почти философским – вопросам, вроде "что такое СМИ и зачем они нужны". Однако в конце заседания предложил журналистам создать проект "Совесть", который бы помог гражданам защищать свои права.

– Но факты должны быть проверенными! – подытожил г-н Михайлов.