Медиановости

25 мая 2009 13:49

Платная подписка спасает Pandora

Интернет-радио Pandora спасается от закрытия тем, что вводит и активно продвигает платные сервисы. Бум развития подписных сервисов в последнее время приводит к понижению цен и повышению качества услуг. Российская ситуация тоже начинает меняться, хотя и медленнее, чем на западе.

Американское интернет-радио Pandora, которому еще осенью предрекали смерть под тяжестью копирайтных выплат, не только не умерло, но и продолжает активно развиваться вопреки (а возможно, и благодаря) кризису. Это происходит во многом за счет того, что компания активно внедряет платные сервисы. Как сообщает блог компании Pandora, начал работу новый сервис Pandora One. Стоимость пакета One - $36 в год. За эти деньги клиенты получают возможность слушать радио не в браузере, а в отдельном десктопном приложении. Радио проигрывается с повышенным битрейтом (192 кб/сек), полное отсутствие рекламы и возможность пропускать песни до шести раз в час (в бесплатной версии ограничение существенно более строгое - 12 раз в день).

В последнее время наблюдается повышенная активность вокруг сервисов платной подписки на музыку. Как за рубежом (Napster), так и в России (Muz.ru). Ушла бесплатная версия Last.fm, Pandora еще держится (возможно, за счет того, что доступна только в Штатах) - рекламная модель монетизации контентных сервисов стремительно сдает позиции. "Сам по себе контентный сервис – очень затратный бизнес: за респектабельный контент приходится платить в 20-30 раз дороже, нежели за UGC и за нелегальный хостинг. Это касается и затрат на собственно хостинг и техобслуживание, и на содержание юридической службы, и на редакторов, и на расчеты с авторами. Все эти факторы существенно снижают рентабельность размещения рекламы. К тому же, потребители музыки – молодые люди со средним уровнем дохода; следовательно, ни автопром, ни риэлторские компании не станут рекламироваться на таких сайтах", - объяснила ситуацию Соня Соколова, генеральный директор интернет-магазина Soundkey. При этом размещение рекламы может служить дополнительным подспорьем. Например, в Napster в цену подписки входит скачивание пяти песен - зато подписка не избавляет от необходимости смотреть рекламу. "Можно предположить, что рекламные поступления отбивают как раз эти "условно-бесплатные" 5 файлов", - заметила г-жа Соколова.

В России подписные сервисы развиваются медленнее, чем на Западе. Однако в последнее время дело сдвинулось с мертвой точки - помимо упомянутого ранее Muz.ru, можно отметить "Пультер", медленно, но верно реализующий подписку на лицензионное видео. Есть основания предполагать, что соответствующий рынок существует, пусть пока и небольшой: "Число потенциальных подписчиков платных сервисов, в которые входят подписки на новости, игры и музыку, составляет в России порядка 300 - 400 тыс. человек в месяц", - оценила Соня Соколова. Однако, не все эти 300 - 400 тыс. человек можно заинтересовать подпиской в явном виде. Многим пользователям такая подписка продается контент-провайдерами в "пакетном" режиме в числе других сервисов. Таким образом, пользователей, которые сознательно покупают подписки на контент, на порядок меньше, - делает вывод генеральный директор SoundKey. Кроме того, российские сервисы подписки испытывают ряд проблем, связанных с размером каталогов, много меньшим, чем у их западных коллег. О