Мнения
/ Интервью

28 августа 2009 14:12

Ильдар Жандарев: Наивно предполагать, что за 40 минут эфира вы разрушите легенду

Ильдара Жандарева и Бориса Бермана, авторов и ведущих программы "На ночь глядя" Первого канала, зрители привыкли воспринимать вместе, парочкой. И это действительно один бренд — оба сценаристы, режиссеры, продюсеры, ведущие, а то и монтажеры всех своих проектов. Но вот на недавнем фестивале российского кино "Окно в Европу" в Выборге Бермана позвали в жюри, а Жандарев приехал просто в качестве зрителя. Борис был поглощен чуть ли не круглосуточными просмотрами и обсуждениями в жюри, а Ильдар оказался посводобней и нашел время пообщаться с корреспондентом Lenizdat.ru.

Lenizdat.ru: Ильдар, как вы познакомились с Борисом Берманом?

— По служебной необходимости (улыбается). Как телевизионный бренд все сложилось в рамках студии "К-2" Российского ТВ в 90-е годы. Это был хороший опыт, один из самых успешных — или из наиболее успешных проектов авторского телевидения. Каждую неделю участники студии "К-2" выпускали программу о кино: Сергей Соловьев делал замечательную программу "САС" в рамках студии "К-2", у Бермана была программа "Абзац", и у меня тоже своя программа… А потом как-то так получилось, что мы с Борисом подружились… Как вам сказать, ТВ — такой мир, где выжить очень трудно. Особенно если в одиночку выживать.

Lenizdat.ru : А вдвоем полегче?

— И значительно легче, потому что, когда сдается один, твердость проявляет другой. Невозможно постоянно быть твердым, стойким, крепким да еще и оптимистичным. Если силы кончаются у одного, помогает другой.

Lenizdat.ru: Или надо быть Познером, чтобы стоять десятилетиями и не сдаваться!

— Это немножко другое ТВ, я называю его звездным. Но мы с Берманом так и не стали частью звездного телевидения.

Lenizdat.ru: А что такое, по-вашему, звездное ТВ?

— Это ТВ, где есть звезда, на которую работает большая команда. Ведущий — вершина айсберга. У нас тоже есть команда, но совсем небольшая, и очень многое делаем сами. Функции сценариста, режиссера — это все мы. У наших передач есть режиссер, его зовут Берман и Жандарев, есть автор сценария, которого зовут Берман и Жандарев. Есть и автор идеи, все тот же. Ну и ведущий — Берман и Жандарев. На съемках мы можем подойти к оператору, поправляем камеру, смотрим плей-бэк. Монтаж делаем сами, все смены. Сидим вдвоем, что крайне неэкономично. Но уже не можем иначе. Телевидение, помимо того что творческая профессия, еще и работа. Творить, наверное, лучше индивидуально, а работать вместе.

Lenizdat.ru: А как придумываются вопросы для гостей вашей программы "На ночь глядя"? Каждый из ведущих свои приносит?

— Да, конечно. Мы приходим в редакцию, у нас столы стоят друг напротив друга — стучим клавиатурой, обмениваемся, кто что написал. Затем получается некий брифинг — некоторые вопросы отметаются сразу, потому что в сюжет беседы не вписываются. Главное для нас, готовясь к интервью, выстроить сюжет того, что будет происходить на экране. Конечно, возможна импровизация, но должна быть четкая линия сюжета.

Lenizdat.ru: Вы относитесь к вопросам из лексикона желтой прессы как к неизбежному злу, как к веянию времени? Они у вас тоже нередки…

— Для себя я определяю так: желтой прессу делает не содержание, а интонация. В конце концов, биографические очерки Моруа о великих писателях — это, по формальным признакам, тоже желтая пресса, как и любое исследование любого творчества. Где родился, кто родители, где учился, кто учителя — этого не обойти, эти вещи приводят творческую личность к тому результату, который мы знаем. Ну уж ничего такого нет даже в сексуальной ориентации Чайковского. По большому счету, я в самом этом факте ничего желтого не вижу. Это же факт, ну были у человека такие пристрастия, и каждый из нас волен предполагать, как это выражалось в музыке, если вообще как-то выражалось… А когда возникает интонация (говорит с интонациями ведущего программы "Максимум". — Прим. авт.): "Гомосексуалист пролез в гении — Чайковский". Вот что делает тему желтой! Или еще пример: "Известный артист бросил пятерых детей" — и это на первую полосу, вместо того чтобы: "Известный артист сыграл замечательную роль".

Наша журналистская практика показывает, что вроде бы люди с нами могут говорить на какие-то темы, а другим скажут: "Идите отсюда, вы желтый мерзавец!" А все потому, что нет желтых тем — есть желтые интонации. Когда герой решает для себя, что он готов быть откровенным, он будет рассказывать о том, о чем готов... Ну и вообще, человек так устроен, что любит о себе рассказывать, опять же — в той или иной форме. В принципе, все творчество, если оно искреннее и правильное, — это рассказ человека о себе. Поэтому и желтые подробности интересны, если они могут поменять акценты, более правильно понять то, что на самом деле происходит с вашими героями…

Lenizdat.ru: Часто бывают у вас неудачные интервью, когда пришел к вам интересный человек, а не раскрылся? Вы не сумели его раскрыть…

— Я в принципе, очень не люблю эту формулировку: "раскрыл", как-то еще любят говорить "выявил", "проявил". "Да, а вот этого-то нам расколоть не удалось" — так говорят люди, работающие на совсем другом телевидении. Есть же сейчас разоблачительное ТВ, которое подает любой факт с соответствующей интонацией. "У него в четвертом классе было замечание от учителя: "Ковырял в носу на физкультуре", а сегодня он лауреат государственной премии. Как? Можем ли мы это терпеть?"

Вот для таких журналистов позарез нужно раскрыть героя. Если он не зарыдал и не признался на камеру: "Да, это я убил президента Кеннеди", то передача не удалась. Для меня, если этого не произошло, то все нормально. Если мы поговорили о чем-то важном, о том, как человек думает, почему так считает, что его вообще интересует — нам больше ничего не надо…

Нет, надо! Конечно, мы хотим, чтобы гость блеснул у нас в передаче. Хотя когда приходит человек-легенда, и легенда эта создавалась десятилетиями, то наивно предполагать, что за 40 минут эфира вы эту легенду разрушите… Поэтому очень хочется, чтобы наш разговор стал еще одним кирпичом этого пьедестала. А лучше, чтобы золотым кирпичом. То есть дать герою максимально блеснуть, показать свои яркие и лучшие стороны. Так опять же устроен жанр, что это эффектней всего сделать через провокацию, поставив героя в неудобное положение. Дать ему публично преодолеть какое-то препятствие, дать возможность показать свой интеллект, обаяние, характер. Для этого вопросы придумываются так, чтобы эта ситуация была неудобная, но в принципе, когда человек действительно крупный и мощный, то он эту возможность всегда видит и потом даже благодарен, потому что с блеском выходит из ситуации. Очень важно, чтобы герой изначально чувствовал нашу доброжелательность…

Lenizdat.ru: Многие полагают, что главный в вашем дуэте все-таки Берман, он старше, опытней, взвешенней... Не задевает ли вас такое мнение?

— Если есть мнение, то я с ним спорить не буду. Еще говорят, что в нашем дуэте я выполняю роль "плохого следователя", а Борис — хорошего… Но если так и получается, то — спонтанно. Часто наше мнение не совпадает, но это происходит достаточно органично. Роли "следователей" нередко меняются, но чаще действительно получается, что я "злой", так уж выходит. Но объяснить почему — я не могу. Это абсолютно органично и естественно, причем сформировалось давно.

Lenizdat.ru: Программа "На ночь глядя" выходит в эфир Первого канала не постоянно, а набегами. То появляется, то исчезает. Для вас это плюс или минус?

— Это изначально абсолютно решение программное, канальное — с этим и не споришь. Хотя, конечно, нам хочется выходить в эфир чаще.

Lenizdat.ru: А на рейтинг как влияет такой плавающий график?

— Если ты долго и регулярно выходишь в эфир, то совершенно очевидно, что растет доля лояльной аудитории, и пресловутый рейтинг, и пресловутая доля больше. У тебя возникает конкурентное преимущество долгого пребывания на экране, и, конечно, нам хочется больше быть на экране. Но как человек телевизионный, я с полным пониманием отношусь к тому, что есть программные потребности канала и нельзя к ним подходить эгоистически, исходя только из своих желаний. Но даже при таком показе свой тайм-слот мы выигрываем.

Lenizdat.ru: Интересно, семьи ваш дружат между собой?

— Конечно. Дни рождения мы отмечаем вместе, как разные праздники. А вот отдыхаем врозь — потому что все равно некая усталость друг от друга неизбежна.