Мнения
/ Интервью

14 сентября 2009 15:47

Юрий Кормушин: "Журналисту не помешает травматический пистолет"

Юрий Кормушин с 12 лет занимается боевыми искусствами – боксом, самбо, дзюдо, каратэ, таэквондо, армейским рукопашным боем. Он мастер боевых искусств, эксперт-инструктор по рукопашному бою и безопасности, руководитель учебного центра подготовки сотрудников спецподразделений "Формула безопасности". Но на визитке Кормушина первой строкой написано, что он телеведущий РЕН ТВ. С 2006 года в программе "Военная тайна" выходит его авторская рубрика, посвященная самообороне. А теперь Юрий еще и писатель, автор только что вышедшей книги "Как спасти жизнь и кошелек".

Во время недавнего визита Юрия Кормушина в Петербург Лениздат.Ру решил поговорить с гостем не только о его журналистско-писательcкой карьере, а еще и о том, как представителям нашей столь опасной профессии оградить себя и близких от возможных бед и напастей.

Lenizdat.ru: Юрий Владимирович, как вы попали на ТВ?

— В середине 90-х начинал в одной из региональных телекомпаний в качестве музыкального редактора, потому что у меня первое образование было музыкальное.

Lenizdat.ru: Вот как! Вы, оказывается, еще и музыкант?

— Да, трубач, учился в Петербурге, в Институте культуры и консерватории. В лихие 90-е уехал за рубеж играть как музыкант, потому что в России с трубой было не прожить. Если ты в оркестр не попал, считай, что будешь играть либо на улице, либо пить по углам. Параллельно я занимался боевыми искусствами, с 12 лет это было моим хобби. И потом, когда я вернулся в Россию, то стал ТВ-музыкальным редактором. Потом было очень много тематических, развлекательных, информационных программ. Я даже новости вел. Боевыми искусствами продолжал заниматься, даже начал преподавать — вот и возникла идея программы о боевых искусствах, о самообороне. Почему нет? Я член Союза журналистов России, и с годами мое хобби превратилось в профессию, а моя первая профессия превратилась в хобби.

Lenizdat.ru: Программа "Военная тайна" идет ведь уже давно…

— Около 12 лет. Она еще без меня выходила. Надеюсь, мои сюжеты и авторская рубрика добавили какую-то практическую пользу этой программе, потому что она немножко зациклилась на раскрытии военных тайн, она об армии, о дедовщине, о чем-то еще. Сейчас она становится более аналитической, интересной для широкого круга зрителей. Там и тайны истории, и много чего интересного есть. Я замыкаю на себе темы боевых искусств, самообороны и безопасности.

Lenizdat.ru: Юрий, многие журналисты с особым интересом смотрят ваши ТВ-сюжеты и книжку вашу прочтут с карандашом в руках… Ведь если журналист пишет на острые темы, то ему приходится сталкиваться и с угрозами, и с телефонными звонками, и даже с нападениями…

— Не сочтите за рекламу, но если вы начнете читать мою книгу, увидите, что практически все можно применить журналисту. Ведь книга обращена к тем, кто может подвергнуться нападению. Неугодных журналистов выслеживают, наказывают, делают им мягкие или жесткие предупреждения, чтобы вели себя "правильно".

Самая элементарная ситуация: нанимаются люди, специально поджидают вас у дома, в подъезде, и явно нужно быть к этому готовым. Нужно принимать меры предосторожности. Какие? Не быть невнимательным, понимать, что тебя могут поджидать за углом. Не заходить опрометчиво в подъезд, не посмотрев, кто скрывается в дверном проеме. Внимательно следить за окружающим пространством: нет ли поджидающих или быстро приближающихся людей, и т.д.

Допустим, вам позвонили и предупредили: "Давай так, если статья выйдет, то мы тебе голову проломим!" Статья тем не менее выходит, и журналист вынужден ждать. Но я бы не советовал сидеть сложа руки. Явно, что нужно этому журналисту приобретать оружие самообороны, раз уж такая у него деятельность. Если обычному гражданину я бы не советовал этого делать, потому что вероятность попасть в опасные ситуации очень мала, если он особенно принимает все меры предосторожности, то журналисту, который работает в опасном жанре, в любом случае это необходимо. Значит, ему нужно приобретси травматический пистолет, электрошокер. Держать их постоянно в готовности. Да, ну и научиться ими владеть, потому что мало купить оружие, нужно им владеть, тренироваться, проверять, как оно действует. Чтобы электрошокер был заряжен, если это пистолет травматический типа "Оса", его нужно вытаскивать заранее, перед тем как идти в опасные места.

А они же очень легко опознаваемы, эти места. Вот в данный момент мы идем с вами по улице Марата, и идите спокойно, нечего готовить пистолет. Но если возвращаетесь поздно домой, и никого нет поблизости, то будьте во всеоружии.

Какой первый признак возможности нападения? Отсутствие свидетелей и пустынное место. Никто при свидетелях нападать не станет, это очень редко случается. Но как только пустынное место, темнота, отсутствие свидетелей — тут же моментально человек, который знает, что на него объявлена охота, должен приготовиться к возможному нападению. И уж он об этом не пожалеет.

Lenizdat.ru: Какие сюжеты из вашей программы вызывали наибольший резонанс? Случалось ли такое, что начальство не пропускало в эфир какие-то сюжеты?

— Большой отклик вызвал сюжет о том, как женщину пытались ограбить в ее собственной машине. Они с мужем подъехали к супермаркету. Муж вышел из машины, скрылся в дверях магазина, и вдруг в этот момент резко открылись три двери, и в машину к женщине сели три кавказца, попытавшиеся угнать автомобиль. Что сделал женщина по имени Татьяна (это реальный сюжет, она просто героиня) — она в шоковом состоянии вырвала ключи зажигания из замка и, вопя что есть мочи, не обращая внимания на оружие, вырвалась из машины и убежала… Мы рассматривали эту ситуацию. Говорили прямо, откровенно, не умолчали о том, что Татьяна после этого лечится второй год — она не может слышать звук захлопывающейся двери, у нее возникает в сознании снова то состояние ужаса, когда ее автомобиль врываются угонщики. Когда она давала нам интервью, то расплакалась…

А что касается непропущенных сюжетов, то это было, но по той причине, что сюжеты выглядели бледными, недостаточно зрелищными. Все-таки ТВ диктует свои законы, и, что скрывать, иногда приходится мне немного картинно прыгать, бить ногами и т.д., для того чтобы получилась выигрышная картинка. Но в любом случае я не вру в своих сюжетах, а всегда даю информацию, приемлемую для обычного зрителя.

Lenizdat.ru: Как себя вести, если к журналисту обращаются с угрозами? Лучше до поры до времени не обращать внимания или, наоборот, перестраховаться и сразу трубить повсюду?

— Мой совет: сразу делать из этого "рекламную компанию"! Как только к вам обратились с угрозами, нужно моментально растрезвонить об этом через всех своих знакомых, постараться записать угрозы, опубликовать в печати, рассказать на ТВ. Разумеется, оповестить милицию — не реагировать в таких случаях она не может. В общем, ничего скрывать не нужно. А если вам будут говорить еще, от кого вам "привет передают", то ваши шансы перехватить инициативу еще больше возрастают. Не бойтесь во всеуслышанье объявить, откуда ноги растут у угроз. Если вдруг с вами что-то случится, то уже будут знать, кого искать. Очень много шансов в пользу того, что ваши недоброжелатели свернут удочки и откажутся от своих намерений.

Однозначно: вреда не будет, если вы обнародуете эту ситуацию!

Lenizdat.ru: Но есть же теория, что человек подобными действиями может притягивать беду!

— Часто меня спрашивают об этом, но мне кажется, эта тема явно преувеличена, и у нее есть обратная сторона. Если человек сам себя убеждает в том, что он не боится, он входит в фазу самоуверенности. Это непростой вопрос. Некоторые психологи предлагают даже совершенно незнакомым людям, которые находятся рядом с вами, приписывать положительные качества, что, мол, не может быть этот человек таким злым, что он на меня сейчас не нападет. Если действуете таким образом, вы заглушаете свой страх, но при этом благополучно попадаете в лапы преступника. Вы приписываете человеку явно несуществующие качества! На мой взгляд, лучше бояться, опасаться, но справляться с этим страхом, чем думать о том, что вы своим страхом притягиваете опасность… Главное — уметь справляться с ситуацией.

Lenizdat.ru: Юрий, на ТВ есть еще передачи, подобные вашей?

— Можете проверить, на ТВ такого больше нет.

Lenizdat.ru: А на канале "Спорт" разве не рассказывают о боевых искусствах?

— Да, но даже самые интересные рассказы о боевых искусствах к реальной самообороне имеют маленькое отношение. К тому же человек, занимающийся боевыми искусствами, часто зацикливается на своем боевом стиле. Это как пианист, который утверждает, что фортепиано — лучший инструмент, и в упор не видит ни скрипку, ни трубу. Так и каратист объявляет, что лучше каратэ ничего нет, и тем самым пытается втиснуть все многообразие мира и жизни в приемы каратэ. Это неправильно.

Lenizdat.ru: Вы занимаетесь так называемым полезным телевидением… Но неужели за две-три минуты ТВ-сюжета можно научиться давать реальный отпор преступнику?

— Чем ценна наша передача? Когда зритель видит на экране какие-то ситуации, которые, возможно, с ним никогда не случатся (например, столкновение с агрессивной толпой хулиганов), то мозг все равно записывает эту ситуацию, если она снята достаточно правдоподобно и ярко. А это значит, что вы уже хотя бы немного подготовлены. Задача в том, чтобы ваш мозг опознал опасность, если вдруг вы реально столкнулись с толпой хулиганов. И тогда у вас есть шансы избежать опасности. Да, шансы небольшие, но они есть. И это лучше, чем полнейшая беспомощность.

Lenizdat.ru: Какие перспективы у вашей темы на ТВ, в прессе, на книжном рынке?

— Моя рубрика сейчас выделяется в отдельную программу. Называться, скорее всего, будет "Школа выживания". Руководство хочет использовать тот бренд, который уже раскручен. Хотя у меня есть и другие варианты названия. РЕН-ТВ сейчас достаточно мощный канал, у них 60-миллионная аудитория. Причем в некоторых моментах наш канал начинает перебивать НТВ. Те в желтизну ударились, с такими программами, как "Ты не поверишь", и все такое.

Вскоре и в "Комсомольской правде" моя будет выходить колонка "Школа выживания".

Кроме того, издательство "Эксмо", выпустившее "Как спасти жизнь и кошелек", намерено опубликовать и мои книги о безопасности детей и женщин. Не сомневаюсь, что они могут быть полезны и журналистам. В журналистике работает очень много женщин, да и дети, семьи журналистов могут быть объектами агрессии.