Медиановости

25 сентября 2009 14:38

Главная интрига 15-й по счету церемонии "ТЭФИ" в том, что… интриги нет

Телеакадемия "ТЭФИ" еще в начале недели раздала добрую половину бронзовых статуэток; в субботу вечером в городе Санкт-Петербурге станут известны остальные их обладатели. Но это уже, честно говоря, малоинтересные подробности. Победа - полная, безоговорочная и неоспоримая - на стороне Первого канала. Правда, неотличимая от поражения всего нашего телевидения.

Главная интрига 15-ой по счету церемонии в том, что… интриги нет. И, по здравому размышлению, ей неоткуда было взяться. Не надо было ходить ни к гадалкам, ни к букмекерам, чтобы заранее предсказать триумф Первого канала по числу наград. Не надо обладать особой проницательностью, чтобы увидеть, что все достижения минувшего сезона достигнуты исключительно на ниве развлекательного вещания. И, как следствие: можно было не сомневаться в том, что значительная часть статуэток достанется шоу "Евровидение-2009". Оно уже имеет 6 Орфеев из 18 присужденных Первому. И это еще не вечер субботы, когда на сцене Михайловского оперного театра, где пройдет заключительная церемония, упадет занавес.

Нынешняя "ТЭФИ" растянута не только во времени, - почти на целую неделю, - но и в пространстве на шесть сотен километров: одна ее нога в Москве, другая - в Санкт-Петербурге. Таким образом телеакадемики решили децентрализовать свой праздник и сделать его более культурным, что ему не помешало бы, но что, на мой взгляд, удалось лишь отчасти.

Все-таки за минувший год новому президенту академии Михаилу Швыдкому не удалось главное: вернуть в лоно академии тех юридических и физических лиц, что ее покинули. Бойкот со стороны крупнейших вещателей ("Россия", НТВ, ТНТ) продолжается.

Чтобы как-то сгладить неприятное впечатление некоторой неполноценности и нерепрезентативности, организаторы церемонии решили не декларировать, за какой канал выступает тот или иной номинант. Это, мол, не командное первенство по телевидению, а личное. Как на Олимпийских Играх, где официально подчеркивается, что за первенство борются не страны, не нации и не расы, и тем паче не этносы, а спортсмены на индивидуальной основе. Такое вот невинное лицемерие, которое никого не способно обмануть.

На самом деле, и там, и тут мы имеем дело, конечно же, с командными ристалищами.

Мы бы участвовали в очередной Олимпиаде, если наверняка знали, что покинем ее с одной-двумя золотыми медалями?

А какой телевизионной "сверхдержаве" в аналогичном случае охота проигрывать с разгромными счетом?

Оттого ближайшим конкурентам Первого пришлось прибегнуть к последнему доводу аутсайдера - к неучастию в игре по правилам, которые не оставляют ему надежды на достойное противостояние. Какие это могут быть правила и какие должны быть правила - отдельный вопрос.

***

"Заведомый победитель" Первый канал позволил себе сделать благородно-унизительный жест в сторону бойкотирующего, инициировав награждение ВГТРК спецпризом за создание телеканала "Вести-24". По этому вопросу состоялось сугубо тайное голосование, исход которого пока не объявлен, но его уже все знают.

Утешительные награды всегда ущербны. А этот "спецприз" иначе, как подарком с барского плеча, не может быть воспринят.

Будет ли он принят на публике, - вот, пожалуй, едва ли не самая большая интрига второй серии церемонии. В остальном сама церемония пройдет без сучка и задоринки, ярко, весело, непринужденно, местами пафосно, в чем мы убедимся, посмотрев трансляцию по питерскому каналу.

Трансляция не по столичному каналу - еще один подарок с барского плеча первых лиц нынешней "ТЭФИ". На этот раз 5-му каналу, который только недавно утвердился в статусе федерального канала, и ему он, конечно, кстати и к лицу.

Все это примочки, фишки и прибамбасы, которые призваны как-то затенить нелады в национальной академии меж "панами" и по возможности сгладить смиренное равнодушие "холопов" с обеих сторон. Все это к тому, чтобы замазать, задекорировать трещины и прорехи в телевизионном сообществе.

Но, смею предположить, что дело ведь не только и не столько в амбициях и претензиях теленачальников. Дело еще в негосударственной природе самой премии. Это с одной стороны. А с другой - в командно-административных рефлексах уклада нашей жизни.

Ну, замазали, задекорировали конфликт, сделали вид, что его нет. Пусть даже сделали очень удачный и убедительный вид. Но конфликт-то никуда не делся. За бортом национальной премии осталось лучшее, что было в минувшем сезоне по разделу телевизионной документалистики: "Подстрочник", "Ржев. Неизвестная битва Жукова" и "Метро".

Понятно, что конфликт имеет под собой более глубокие основания, нежели ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем, и чисто дипломатическими усилиями, сколь бы ни был в них искусен новый президент академии Михаил Ефимович Швыдкой, он не может быть преодолен.

***

А зададимся простым вопросом: "Зачем вообще нужна телеакадемия "ТЭФИ" с ее бронзовыми орфеями? И нужна ли она в принципе?"

Если нужна, то не только же потому, что нечто аналогичное существует в других странах с демократическими устоями? Или все-таки потому?

Действительно, зачем мастерам ТВ эти забронзовевшие мифологические фигурки. Мало что ли им всенародного признания, степень которого более или менее удовлетворительно способны определить два термометра. Один называется "рейтинг", другой - "доля".

Предположим, что эти два индикатора не могут оценить художественное качество проекта и пользу его для государства и общества. Так на что госпожа Власть, которая сама, не оглядываясь на вкусы простонародья, может решить, кого, за что и чем ей отличить, что она и делала в памятные советские времена. Кому орден доставался, кому - звание, кому - высокая должность и персональная пенсия.

Так нет же, с новыми порядками мастерам ТВ захотелось знаков уважения со стороны коллег. Их признания и восторгов. То есть им захотелось гамбургского счета, как это заведено у кинематографистов, литераторов, у театральных артистов…

Они создали премиальную академию в начале 1990-х, в пору, когда наше телевидение было практически частно-собственническим. Теперь-то оно практически государственное. В этой ситуации премия "ТЭФИ" кажется излишеством, пятым колесом в телеге.

К тому же частный характер награды не идет государственному учреждению. Это иерархическое нарушение.

Но с другой стороны, Россия официально считается демократической страной с рыночной экономикой. Считается также, что в ней есть гражданское общество с правом иметь свое мнение о профессиональных достоинствах всего на свете.

Как в таком праве откажешь членам телевизионной корпорации. Ей не отказали, она сама себе не отказала. Но по мере огосударствления самого телевидения, пробудились командно-административные рефлексы вещателей. Конкурс творцов и их созданий постепенно трансформировался в соревнование телевизионных структур. Их руководители инстинктивно потянулись к рычагам контроля над общественным институтом.

Тот, кто дотянулся, не желает их отпускать. Тот, кто не сумел этого сделать, говорит: не очень-то и хотелось. При таком обороте никакой высококлассный дипломат на должности Президента академии не склеит несчастного Орфея.

И все это происходит на фоне деградации телевидения как общественного института. Как в информационно-аналитическом отношении, так и в художественно-эстетическом плане. Цветет и пахнет только развлекательное вещание. Еще совсем недавно в номинации "Лучший сериал" за трофей боролись "В круге первом", "Доктор Живаго", "Штрафной батальон", "Завещание Ленина", "Ликвидация". А кто сегодня вышел в финал? "Тяжелый песок", "Ранетки" и "След". Это так смешно. В номинации художественный телефильм мы имеем "Олимпиус инферно" и "Мой муж - гений"? Это без комментариев.

Это называется: "приехали", что в принципе естественно. "Академики" и неакадемики минувшие 10 лет так активно способствовали делу понижения эстетических вкусов, гражданской суверенности и этических оценок телезрителей, что и сами дисквалифицировались как судьи.

Гамбургский счет, да не тот.

А в остальном праздник удался. Я там не был, но верю. РИАН

Юрий Богомолов