Мнения
/ Интервью

9 октября 2009 18:43

Александр Анучкин: "На Пятерке упырей в кадре нет"

Автор и ведущий итоговой программы на Пятом канале Александр Анучкин написал роман "Золотой запас" в жанре политического фэнтези и презентовал его не в одном из книжных магазинов, а в частной петербургской галерее "Квартира Алексея Сергиенко" на Казанской. В основе сюжета — реальная история, случившаяся с представителем пишущей братии, в книге — десятки портретов современных политиков, чиновников, бандитов, олигархов. Многие и сегодня на своих местах, другие убиты или преданы забвению. Зачем главный герой романа стреляет в президента? Правда ли, что с золотым запасом России, мягко говоря, не все в порядке?.. Вот о чем пишет ТВ-журналист, более 10 лет занимавшийся криминальными расследованиями.

Lenizdat.ru: Александр, почему для презентации романа выбрано такое необычное место? Обычно презентации проходят в книжных салонах…

— Мне хотелось неформальной встречи, чтобы все плавно перетекло из презентации книжки в разговор о литературе в целом. Не только о моей книжке, а что пишут, что издают и что читают. А в книжном магазине со случайной аудиторией не очень об этом поговоришь.

Lenizdat.ru: Какова история создания "Золотого запаса"?

— Писал два года. История довольно забавная. У Наташи Смирновой, моей хорошей знакомой еще со школьных времен, и ее подруги — очень успешное литературное агентство "Гумен и Смирнова". А я что-то втайне от всех пописывал для себя, в стол: киносценарии, эссе. Очень хотелось профессиональной оценки, но в тоже время боялся, что надо мной профессионалы посмеются. А Наташе отправил рукопись, как человеку, которому доверял. Она положительно отозвалась: "Попробуй написать роман".

И я попробовал. Писал долго, тяжело. Теперь точно знаю, что писательство — это большой труд. И когда ходишь каждый день на работу и должен быть сосредоточен и плотно работать головой, то, вернувшись в 10-11 вечера домой, понимаешь, что никакого желания садиться за книгу нет. Чтобы написать "Золотой запас", я даже специально уехал на месяц из страны, чтобы выключиться из русского языка, пожить без телефона.

Lenizdat.ru: И куда же вы уехали?

— В Турцию. Я туда постоянно езжу, прямо как на дачу. Не в отель, а в частный дом. И вот там я свой первый роман добил! Но тогда желания стать писателем, дальнейших планов у меня не возникало, просто был первый опыт, какой-то странный. Меня в какой-то момент реально затянуло и прямо не отпускало, требовало, чтобы я дописал, довел. А когда закончил, то возникло желание не останавливаться. Сейчас вот пишу вторую книжку — в жанре семейной саги.

Lenizdat.ru: В "Золотом запасе" интригующий сюжет?

— Да, там даже с президентом кое-что связано, нехорошая история происходит. Но рассказывать не буду — по законам жанра.

Lenizdat.ru: Не боитесь писать о покушении на президента?

— Надеюсь, что с нашим президентом ничего такого не произойдет.

Lenizdat.ru: У Владимира Соловьева тоже было что-то про президентов в книге "Евангелие от Соловьева"…

— Да, у него тоже фэнтези. Что-то тревожное такое, он апостолом стал, но я пока в апостолы не хочу.

Lenizdat.ru: Александр, как ваша журналистская карьера поживает?

— Программа поживает хорошо, но хочется, конечно, ее как-то двигать вперед.

Lenizdat.ru: Она выходит раз в неделю?

— Да, стараемся как-то отличаться от остальных коллег, не зацикливаться на первых лицах, обходиться без нравоучений. Не всегда получается, но хотим делать немножко другое телевидение.

Lenizdat.ru: Чем ваш ТВ-продукт отличается от многочисленных итоговых программ, от той же Марианны Максимовской, что недавно получила очередную премию "ТЭФИ"?

— Максимовскую, признаться, не смотрю. Больше скажу, что никогда даже не видел. Нет, саму Марианну, конечно, знаю, потому что мы работали на одном канале до известных событий, но как выглядит ее нынешняя программа, не в курсе.

Lenizdat.ru: Почему? Не до этого?

— Я вообще телевизор мало смотрю, а к Рен-ТВ, каналу с ночными сиськами и мутантами, у меня какое-то брезгливое отношение. Я понимаю, что Марианна делает программу не про сиськи и не про мутантов, но все равно включать Рен-ТВ не тянет.

Lenizdat.ru: Насколько автобиографична ваша книжка?

— В ней мои 15 лет жизни в криминальной журналистике. Это квинтэссенция моей работы, но это точка. Я больше не занимаюсь криминальной журналистикой, и очень этому рад.

Lenizdat.ru: Напомните, где вы успели поработать.

— Начинал с газет. Была такая великолепная газета "Сегодня", которая умерла, к несчастью, а была шикарная газета, ничем не хуже, а в чем-то лучше "Коммерсанта", хотя "Коммерсант" для меня эталонная газета. Потом я работал на "ТВ-центре", на Первом канале, дважды на НТВ, потом еще раз на "ТВ-центре", попутно были продакшны всякие. И все это было если не криминал, значит война. Третьего не дано. Один раз в программе "Время" меня бросили снимать сюжет то ли про снег, то ли про дождь, другой раз на "ТВ-центре отправили снимать в Госдуму, но я сделал что-то совсем не то… Тогда над моей фамилией написали: "Анучкина никуда дальше трупов не отправлять".

Lenizdat.ru: Почему такая была специализация?

— Я в профессии 21 год, хотя мне 33. Я в 12 пришел в "Пионерскую зорьку" и уже из профессии не уходил. Начинал как "юный активист радиовещания". А потом поступил в педагогический институт и прямо на 1 сентября, когда все первокурсники выпивают, к нам прибились пятикурсники, один из которых работал выпускающим редактором в отделе происшествий газеты "Сегодня". Ему там все надоело, он хотел перейти на другую должность, но ему сказали: "Найдешь другого выпускающего, тогда и приходи". И он меня раскусил: "Как у тебя с русским языком? " — "Ничего вроде". — "Ошибок много делаешь? " — "Вообще не делаю". Он говорит: "Все, пойдем, я тебе работу нашел". Я так тогда обрадовался, отработал месяцев шесть выпускающим редактором — правил тексты, занимался версткой, придумывал заголовки. Потом мне это тоже смертельно надоело, и я по той же схеме нашел очередную жертву, а сам отпросился у начальника в репортеры. У меня, слава богу, были великолепные учителя.

Lenizdat.ru: Кто же именно?

— Они непубличные люди, всю жизнь печатались под псевдонимами, поэтому я не уверен, что стоит о них говорить. Величайшие профессионалы именно криминальной журналистики, расследователи, копатели, которые могли работать по обе стороны баррикад совершенно свободно. Они бескорыстно делились со мной опытом, контактами и навыками. И вот что выросло, то выросло. Это вообще бесценный опыт. Накладывает плохой отпечаток на карму и карьеру, но бесценный.

Lenizdat.ru: Когда вы перебежали из печатной прессы на ТВ?

— Года через два, когда понял, что убиваюсь насмерть, а, извините, потолочной зарплаты уже достиг. А на телике-то больше платят. Поэтому я на телик пошел — исключительно из меркантильных соображений. А уже потом втянулся и понял, что телик интереснее, потому что можно не только писать, а еще и показывать, можно учиться монтировать, а еще можно учиться самому снимать, с музычкой играть и так далее.

Lenizdat.ru: Каким ветром вас занесло в Питер?

— Вся моя жизнь — один бесконечный случай. Встретились у общего знакомого на даче с Владимиром Тюлиным, ставшим директором дирекции информационного вещания на 5-м канале. А мы до этого очень много работали на НТВ с Володей. А я на тот момент, летом позапозапрошлого года, работал в стороннем продакшне, мне там очень нравилось, но я очень уставал. Мы работали круглые сутки без выходных, вместе с женой. Ребенка совершенно не видели…

Lenizdat.ru: А жена у вас кто?

— Режиссер, сейчас на "Сотке". И мы просто поняли, что как семья не существуем, надо что-то делать. И вот встречаемся с Володей, и он говорит: "Я еду в Питер! " И я загорелся. И все, через неделю переехал. Я вообще очень свободно меняю работу, делаю это с удовольствием, часто, потому что на одном месте сидеть скучно.

Lenizdat.ru: Легко оставили столицу?

— Да, вполне. Там осталась квартира, а здесь мы снимаем. Дочке четыре года, растет прекрасная художница, считает родным городом Петербург. Куда бы мы ни поехали, на второй день говорит: "Хочу домой, в Петербург".

Lenizdat.ru: Александр, какова нынче в СМИ ситуация с жанром журналисткого расследования?

— А его нет. По крайней мере на ТВ.

Lenizdat.ru: Его вытравили?

— Нет, другая ситуация. Мне кажется, что никому теперь это не интересно. Остались прекрасные профессионалы, иногда что-то такое сделают, что смотрю с замиранием сердца: "Ох, какие молодцы!" Наташа Метлина на Первом канале, Андрей Колесников, другие ребята… Я смотрю и думаю: "Какие же вы прекрасные, великие", при этом рейтинг их программ стремится к нулю. Ну не хотят телезрители ничего такого смотреть.

Lenizdat.ru: Народ устал от чернухи, от криминала?

— От этого же нет никакого толку. Если вспомнить журналистику 90-х, она была журналистикой прямого действия. Тот же Александр Невзоров — это же прямое действие: вечером в эфире, а утром летят клочки по закоулочкам. А сейчас хоть ты чего скажи, никто на это не отреагирует.

Lenizdat.ru: Рискованное это дело — заниматься журналистскими расследованиями?

— Не знаю. Я считаю, что риск — во многом журналистская мифология, чтобы поднять немножко престиж собственной профессии и зарплаты заодно поднять… Но вот устаешь, выматываешься — это да, конечно.

Lenizdat.ru: Вам угрожали?

— Было однажды. Я испугался, но старшие товарищи объяснили, что, если с тобой захотят что-то сделать, сделают без предупреждения. А если какой-то идиот позвонил и тревожно дышал в трубку, значит он идиот. Ты же идиотов не боишься? Вот и расслабься.

Lenizdat.ru: Я недавно беседовал с Ильей Чертом, лидером группы "Пилот"…

— Очень неглупый человек, был как-то у нас в программе.

Lenizdat.ru: А у нас с Ильей разговор зашел о Пятом канале, он ведь был ведущим ток-шоу "Большая страна", еще до того, как вы из Москвы приехали… И я спросил: "Почему тебя, Илья, с ТВ подвинули?" А он ответил, что поначалу его и других ребят взяли, чтобы раскрутить канал, — свежие лица, молодежная струя. Они выполнили задачу, и им сказали: "До свидания!", взяв тех, кто "поспокойнее"…

— Я не большой знаток того, что происходило на Пятом канале до моего появления.

Lenizdat.ru: А как вам климат, нынешняя ситуация на Пятом канале?

— Мне нравится. Нормальный, творческий коллектив. Абсолютно уверенная рабочая команда, чуть-чуть бы еще поднажать. За прошлый год "Пятерка" показала самую высокую динамику в приросте. Притом что денег мало, новых продуктов практически нет, а все равно рост есть. Конечно, он ничтожный на уровне "большой тройки", но все равно есть. И Россия, и Москва уже год-два все больше смотрят Пятый канал. Друзья мои в Москве "Пятерку" смотрят, новости. Канал с человеческим лицом, упырей нет в кадре.