Медиановости

19 октября 2009 15:29

Участники Щекочинских чтений считают, что Юрия Щекочихина убили

Участники Щекочинских чтений, впервые прошедших в понедельник в память журналиста Юрия Щекочихина, склоняются к тому, что его смерть в 2003 году была насильственной, сообщает "Интерфакс".

"По всем данным, которые у меня есть, он умер неестественной смертью. К сожалению, есть один вид терроризма, с которым у нас в стране не борются - это терроризм против журналистов", - заявил президент факультета журналистики МГУ Ясен Засурский, выступавший одним из первых.

Его поддержал и бывший следователь Павел Зайцев, известный тем, что проводил расследование дела "Трех китов" и некоторых других громких дел.

"Очень велика вероятность, что его убили за это дело ("Трех китов") ", - заметил Зайцев.

Кроме того, по его словам, один из представителей спецслужб рассказал одному из его близких знакомых, что в спецслужбах исследовали различные ядовитые вещества, и "все, что произошло с Юрой (Щекочихиным), очень похоже на действие этих доз".

"Я считаю, что он (Щекочихин) умер неестественной смертью, и все основания для возбуждения уголовного дела были. Надо было сразу изъять все необходимые образцы: волос, одежды, другого, - внимательно изучить, с кем он встречался, особенно последнюю неделю, а когда уголовное дело возбуждается уже спустя пять лет, то многое, конечно, упущено", - сказал, в свою очередь, бывший замгенпрокурора России (освободил эту должность в 2000 году) Михаил Катышев. При этом, по его словам, он советовал Щекочихину ограничивать круг своих встреч.

"Особенно вызывает подозрение один человек, который сейчас довольно известен, человек из правоохранительных органов, который буквально не отходил от него последнюю неделю и которого Юрий Петрович чуть ли не сыном называл. Но мы его предупреждали, чтобы он с ним не встречался", - отметил Катышев.

Все выступавшие на чтениях хорошо лично знали Юрия Щекочихина, и каждый в своем выступлении отмечал его качества и заслуги в борьбе с коррупцией.

"Кто-то говорит, что его убрали из-за одного дела, кто-то - из-за другого, но, я думаю, его убрали, в первую очередь, по совокупности, и после его смерти стали делать те дела, на которые при нем никогда бы не пошли", - заявила глава российского отделения "Трансперанси Интернешнл" Елена Панфилова.

"С таким человеком ничего не сделаешь, его можно только убить", - отметил со своей стороны правозащитник Сергей Ковалев.

В свою очередь бывший лидер "Яблока", один из основателей этой партии Григорий Явлинский подчеркнул, что у Щекочихина "были абсолютные принципы, от которых он бы никогда не отказался - это свобода, права человека, разделение властей, - и это для него были конкретные вещи, а не абстрактные".

Большинство выступавших говорили, прежде всего, о журналистских качествах Щекочихина, хотя не забывали и о его деятельности как депутата Госдумы.

В частности, секретарь Союза журналистов России Павел Гутионтов сказал, что "человека, более предназначенного самой природой для этой профессии, не встречал".

С заключительным словом на чтениях выступил уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин, который был близким другом Ю.Щекочихина. "Вспоминать о Юре - это не только долг тех, кто его знал. Юра - блестящий журналист, чудовищный борец с повальной коррупцией. Он был не беспроблемным человеком, но светлым человеком", - сказал, в частности, Лукин о Щекочихине.

При этом он также дал понять, что склоняется к тому, что Ю.Щекочихин был убит. "Когда были похороны Юры, я сказал, что мы требуем, чтобы был дан ответ от государства, как погиб Щекочихин. Ответ дан, и он состоит в том, что его нет, - и это тоже ясный ответ", - заметил Лукин.

Главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов сказал, что "Щекочихинские чтения" станут ежегодными, и что редакция, где работал Ю.Щекочихин, будет участвовать в создании курсов или школы расследовательской журналистики его имени.

В апреле 2009 года Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ сообщил, что уголовное дело по факту смерти Ю.Щекочихина прекращено в связи с отсутствием события преступления. "Согласно заключению экспертизы, причиной смерти Ю.Щекочихина явился острый токсикоаллергический эпидермальный некролиз (синдром Лайелла). Смерть Щекочихина наступила в результате обострения заболевания", - говорилось в сообщении СКП РФ. Таким образом, подчеркивали в ведомстве, "признаков отравления, телесных повреждений, указывающих на насильственный характер смерти Щекочихина не выявлено".

В сентябре 2009 года официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин вновь подчеркнул, что в смерти Ю.Щекочихина криминала не обнаружено. "Хочу напомнить, что Ю.Щекочихин был не только журналистом, но и депутатом Госдумы. Именно поэтому по инициативе председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина дважды проводилось расследование, возбуждалось уголовное дело по факту смерти журналиста, и по результатам многочисленных экспертиз было установлено, что криминала в его смерти нет", - сказал, в частности, Маркин.

Юрий Щекочихин, получивший известность в 80-90-е годы благодаря журналистским расследованиям, почувствовал недомогание 16 июня 2003 года, а 21 июня он в тяжелейшем состоянии был доставлен в ЦКБ. 3 июля 2003 года он умер в реанимации Центральной клинической больницы, как было указано в предварительном диагнозе, от аллергического синдрома.

Юрий Щекочихин занимался проблемами освобождения пленных в Чечне, вопросами состояния российской армии и гражданского населения в республике.

Редакция "Новой газеты", в которой работал Юрий, изначально настаивала на проведении тщательного расследования его смерти. Многие, кто знал Щекочихина, предполагали, что его смерть стала следствием журналистской деятельности.