Медиановости

21 октября 2009 12:55

В 2010 году рынок может прибавить всего на 0,5%

Рынок рекламы в мире в 2009 году упадет на 9,9%, прог-нозируют аналитики рекламного агентства ZenithOpti­media. Аналитики полагают, что второе полугодие 2009 года будет гораздо менее болезненным для мирового рынка, и надеются, что рынок увидит дно еще до конца этого года. В 2010 году рынок рекламы в мире, по прогнозам, вырастет на 0,5%. Российский рекламный рынок ждет более трудный период — объем продаж здесь сократится на 24—28%.

Аналитики ZenithOptimedia пересмотрели свой прогноз, опубликованный ранее, в сторону понижения. По их мнению, падение составит не 8,5, а 9,9%. Однако уже в 2010 году рынок рекламы начнет расти, при этом в развивающихся странах объем расходов на рекламу увеличится на 7,8%. Российский рекламный рынок пострадает от кризиса сильнее, чем мировой в целом. Прямое влияние на рекламный рынок оказало драматическое падение продаж в реальном секторе экономики. Большинство рекламодателей были вынуждены сократить рекламные бюджеты, а некоторая часть игроков рынка полностью отказалась от рекламы до окончания кризиса. В первом полугодии динамика развития рынка оказалась ниже пессимистичных прогнозов агентства, падение достигло 30% для всего рынка.

Несмотря на то что второй квартал не принес рынку значительных изменений в лучшую сторону для всех медиа, за исключением Интернета, его падение было сравнимо с показателями первых трех месяцев. Этот факт, по мнению ZenithOptimedia, "дает все основания полагать, что рынок прошел период нестабильности и непредсказуемости относительно дальнейшего развития ситуации".

Ранее в беседе с РБК daily президент Mindshare Group Russia Владимир Расс предположил, что объемы рекламы в России в 2009 году сократятся на 25—27%, до 195—200 млрд руб. По данным Ассоциации рекламных агентств России (АКАР), в первом полугодии 2009 года суммарный объем рекламы составил около 90 млрд руб., что примерно на 30% меньше, чем в аналогичный период прошлого года.

"Сократилось большое количество исследований, которые нужны были крупным западным рекламодателям. Меньше стало и рекламных роликов", — признает вице-президент АКАР Владимир Евстафьев. Прирастает по-прежнему только Интернет, остальные медиа пока остаются в жесточайшем положении, подчеркивает вице-президент АКАР. Однако он отмечает, что российский рынок в этот кризис, несмотря на его глубину и фундаментальность, оказался предсказуемым и достаточно стабильным, чего не было в 1998 году. "Ни одно серьезное СМИ не сделало новых прайс-листов. Поменялись только условия и скидки. Не было ситуации апокалипсиса, была работа по преодолению кризиса", — считает г-н Евстафьев.

На развитие рекламного рынка в России влияние окажут не только экономические показатели основных игроков, но и то, как руководство этих компаний осмыслит опыт работы в условиях кризиса, полагает Сергей Фомкин, президент рекламной группы NFQ. "Иначе говоря, если топ-менеджеры придут к мысли, что падение продаж не особо связано с сокращением рекламных бюджетов, может возникнуть соблазн продолжить экономить на заказе и размещении рекламы и в будущем, 2010 году", — считает г-н Фомкин. При этом, по его мнению, меньше всего по-страдает телевидение — наименее затратный медианоситель по стоимости контакта. "Хотя "продуктовые" ролики здесь будут резко превалировать над "имиджевыми". А вот доля интернет-рекламы может не только вырасти, но и стать своего рода отдушиной для реализации креативных идей", — считает г-н Фомкин.

"У россиян драматически упала покупательская способность. Если люди не могут тратить, то что им можно продавать? — задается вопросом Владимир Ев-стафьев. — Рекламный рынок неотделим от экономики. Сегодня продолжают рекламироваться в основном только те компании, которые имеют в России соб-ственные производства". РБК