Медиановости

21 октября 2009 15:44

У "Исаева" все оказалось гораздо хуже, чем можно было предположить.

У сериала "Исаев" все оказалось гораздо хуже, чем можно было предположить. Даже неудачный старт премьеры 11 октября на канале "Россия", о котором "Телелидеры" писали на прошлой неделе, не давал оснований для столь печального рейтингового исхода первой части. Оказалось, что главным конкурентом для "Исаева" стал даже не стартовавший в понедельник десятисерийный "Адмиралъ" "Первого канала", а достаточно вроде бы неброская, но, как оказалось, если судить по рейтингам, понравившаяся зрителям мелодрама "Террористка Иванова" того же "Первого".

"Террористка Иванова" шла на "Первом канале" в 21.30 и началась за неделю до премьеры "Исаева". Это история про то, как главная героиня (ее играет Мария Шукшина) мстит за мужа (Анатолий Журавлев), попавшего в тюрьму за то, что он, в свою очередь, отомстил богатому соседу, чья собака покалечила их сына. Муж в тюрьме умирает, а жена пытается отомстить теперь еще и следователю (Алексей Серебряков). Она с пистолетом в руках захватывает в заложники почти все отделение милиции, отсюда и название про террористку... Там, конечно, как и положено, много чего еще придумано, на то это и сериал... Но в общем основа сюжета — жестокая реальность, облаченная в сериальную оболочку.

В Москве из четырех серий "Террористки Ивановой", показанных на прошлой неделе, сразу три вошли в пятерку самых популярных программ, уступив лишь очередному матчу между Россией и Азербайджаном из отборочного цикла чемпионата мира по футболу (доля 29% с рейтингом 11,6%). Согласно общероссийским показателям*, "Террористка..." вообще стала самым популярным проектом в стране, обойдя даже футбол. У сериала доля 29,1%, у футбола — 27,1%.

Столь высокая популярность "Террористки...", похоже, из того же числа, что и успех сериала НТВ "Глухарь". Судя по рейтингам, большинству из тех, кто сегодня смотрит телевизор по вечерам, особенно сериалы, ближе сюжеты, отражающие нынешнюю действительность. Те, в которых сериальные краски не радикально отличаются от того, что происходит в нашей жизни. Иногда даже зрителям неважно, насколько здесь сильны режиссура и драматургическая основа. Главное, что они находят тут,— это узнаваемость героев: типажи, с которыми они сталкиваются ежедневно. Как правило, у таких сериалов для массовой аудитории в этом сезоне высокие рейтинги.

А вот, например, до этого на том же "Первом канале" шел сериал "Я вернусь" с очень ярким актерским ансамблем и хорошей драматургией. Возможно, сценарий был не совсем ровный, особенно в начале, поскольку сразу он не увлек зрителя целиком. Однако по мере того, как развивался сюжет этой семейной саги (конец 30-х годов, большая семья, три дочери: отца арестовывают, затем война, одну угоняют в Германию, две другие работают в военном госпитале, драматическая история любви, сломанные судьбы, снова лагеря...), сериал "Я вернусь" становился глубоким и по содержанию, и по смыслу. Но, видимо, поскольку эта сильная история не "про сегодня", а "про вчера", большинству зрителей она оказалась не так близка. Доля "Я вернусь" была невысокой: максимальные показатели доходили лишь до 20%.

Сериалу "Исаев" повезло еще меньше. Если в воскресенье, 11 октября, первые три серии на канале "Россия" смотрело 27-29% зрителей, то уже в понедельник эта доля снизилась до 21%. А дальше начался сущий кошмар: с каждым днем количество зрителей у "Исаева" таяло просто на глазах. Сначала 17%, затем 16%... И уже ни что не могло остановить это падение. Такой рейтинговый провал трудно было представить. Тем более когда речь шла о главном сериале телесезона на одном из главных телеканалов страны. Уж на четверть телевизионной аудитории ежедневно, а то и на все 30% на "России" рассчитывали. И если бы кто-то сказал, что заключительная, восьмая серия первой части "Исаева" получит долю в среднем лишь около 15%, поверить в это было невозможно.

Получается, что из тех, кто начал смотреть "Исаева" в воскресенье, в четверг осталась лишь половина. Это исчерпывающая характеристика того, что сериал не стал востребован зрителями. Не стал событием. Какая-то часть его смотреть перестала совсем, другая продолжала следить за "Террористкой Ивановой" на "Первом": таковых было почти в два раза больше, чем тех, кто смотрел "Исаева".

Любопытно, что среди зрителей от 6 до 54 лет (по рейтингам в этой части аудитории продают рекламу на СТС и ТНТ), большинство из которых, как правило, молодые, "Исаева" обошел даже сериал "Маргоша" на СТС, который также шел с 21.00 до 22.00. Преимущество было не столь подавляющим, как с "Первым", но доля и по Москве, и по стране в целом у "Маргоши" была выше: в среднем 15% против 12% у "Исаева".

Причин, по которым зрители фактически не стали смотреть "Исаева", много. Правда, в каждом художественном произведении есть свои находки и свои провалы. Можно, конечно, говорить о том, что роман Юлиана Семенова "Бриллианты для диктатуры пролетариата" про Всеволода Владимирова, он же Максим Исаев, далеко не самый сильный из всей эпопеи про Штирлица. Можно сказать и о том, что 20-е годы прошлого века очень далеки от дня сегодняшнего, и о том, что исторические акценты, которые были в книге, совершенно противоположны тому, как трактуют эти события сегодня... Но в сериале "Исаев" нет главного — увлекательного действия и вечной сериальной формулы, на которой, как правило, строится любой сюжет. Того, что сразу должно зацепить зрителя: кто свой — кто чужой, кто плохой — кто хороший. И возможно, неважно, в какой трактовке: в советской ли, или в нынешней, российской. Должно быть противостояние, которое всегда заставляет зрителей сопереживать какой-то одной из сторон. Сюжет "Исаева" таких надежд не оставляет. Корыстные и нечестные советские служащие и прибившиеся к ним ювелиры "из бывших" воруют государственные сокровища с целью личной наживы. Сбежавший за границу бывший дворянин, организовавший в Ревеле нечто вроде подполья, пытается вернуть себе часть личных сбережений из этих украденных из Гохрана бриллиантов. Мотив поступка не до конца ясен. К тому же в Ревеле, где осели бывшие белогвардейцы, все время, причем всем сразу, пытается напакостить еще и немецкая разведка, вступившая в сговор с эстонской полицией. И прежде всего они хотят сорвать договор советской власти, которая от продажи тех самых краденых сокровищ западным ювелирам пытается выручить средства для того, чтобы прокормить свой голодающий народ. И вот во всей этой неразберихе еще и появляется молодой разведчик Исаев.

К нему даже не проникаешься симпатией или антипатией, потому что особой роли он в сюжете не играет, и уж тем более Исаев в первой части в исполнении Даниила Страхова никак не тянет на главного героя. Непонятно и кому вообще сопереживать — чекистам, которые в новой трактовке истории стали злодеями, а именно их представителем является Исаев, или "бывшим", которые вроде бы и нечисты на руку, но все-таки пытаются вернуть свою частную собственность, и как теперь выясняется, все они были большими патриотами своей родины.

Единственным персонажем в "Исаеве", который вызывает сочувствие и симпатию, стал тот самый бывший белый офицер — граф Воронцов в исполнении Михаила Пореченкова. И то за этой линией следишь скорее не из-за мотивации поступков и идеологических воззрений его героя, а потому, что персонаж в исполнении Пореченкова пусть и не очень похож на графа-аристократа, но зато мужской харизмой и обаянием наделен сполна. Да и в фильме его любят сразу три очень разные женщины (дуэт с одной из них — проституткой в ярком исполнении Полины Агуреевой — чуть ли не единственная органичная сюжетная линия в первой части сериала), две из которых фактически поплатились из-за этой любви своей жизнью.

В общем, отсутствие героя и явного противостояния делает любой сериал, и "Исаева" в частности, малоинтересным для зрителя, даже если в нем найдется масса других достоинств и заложенных смыслов. Как сказал в разговоре с корреспондентом "Ъ" один телевизионный продюсер, работающий на молодую аудиторию: ""Исаев" вызывает странное ощущение: ведь белые не фашисты, и зачем делать из разведчика шпиона?" В этом смысле, конечно же, напрашивается аналогия с "Ликвидацией", которую делал тот же режиссер, что и "Исаева",— Сергей Урсуляк. Два года назад этот сериал на "России" смотрело около 40% телезрителей, и он стал одним из самых полюбившихся зрителям телепроектов. Там было все понятно и все на своих местах, функции персонажей были прописаны очень четко. Главный герой — начальник уголовного розыска в послевоенной Одессе в исполнении блистательного Владимира Машкова. Он противостоит банде уголовников, которые убивают и грабят мирное население, а руководит всем эти бывший фашистский агент, пусть и из бывших наших, по прозвищу Академик (все тот же Михаил Пореченков), и его надо раскрыть. Противостояние и конфликт налицо, кто за кого, тоже понятно. Прибавьте к этому четкую детективную фабулу "Ликвидации" (а в "Исаеве" редкая серия в первой части заканчивается так, чтобы сразу захотелось досмотреть все до конца) — и вот ошеломительный успех у зрителей и высокие рейтинги.

Эту и следующую неделю "Исаев" будет в эфире. Вторая часть по еще одной повести Юлиана Семенова "Пароль не нужен" с точки зрения сюжета показалась более выигрышной и понятной, чем первая. Да и канал "Россия", похоже, понял, что не угадал и с рекламной кампанией своего главного проекта в сезоне. Теперь здесь сделали акцент на любовной линии молодого Штирлица (в этой части Исаев впервые встречается со своей будущей женой Сашей), нежели на приключенческой. Но в схватку с "Исаевым", как и сообщал "Ъ", вступил уже "Адмиралъ". Первый день противостояния в Москве закончился с большим перевесом в пользу "Первого": доля 25% против 16,5% у "Исаева". Но это все-таки чуть больше, чем у последней серии первой части. Потому что во второй пока все понятно: белая контрразведка и чекист Исаев вступают в прямой конфликт. И зритель уже должен сам выбрать, на чьей он стороне. Жаль только, что время высоких рейтингов для "Исаева" и канал, и сам сериал уже упустили. Ъ

Арина Бородина

0 Последние комментарии / остальные комментарии

К этому материалу еще нет комментариев




Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.