Медиановости

22 октября 2009 11:09

Пятый канал был обречен при рождении

Скандал, связанный с реорганизацией "РЕН-ТВ" и "Петербург-Пятый канал", достиг наивысшей точки. Руководство Национальной Медиа Группы (НМГ) обвиняет СМИ в искажении фактов, журналисты в ответ жалуются на угрозы и давление. Одновременно специалисты заявляют: "Петербург-Пятый канал" был обречен еще на стадии создания.

В октябре 2009 года исполнилось три года федерального вещания "Пятерки" — первого в стране общенационального канала из Петербурга. А буквально на днях "НМГ", владелец 72% акций ОАО "Телерадиокомпания "Петербург", объявила о планах реструктуризации, предполагающей сокращение собственного производства программ. Главный аргумент: телеканал так и не вышел на самоокупаемость, собственные программы обходятся слишком дорого, и акционеры больше не желают оплачивать убытки.

Действительно, согласно официальному отчету компании, опубликованному в марте 2009 года, чистый убыток за 2008 год составил 332 млн рублей, долгосрочные обязательства превысили 800 млн рублей, краткосрочные – 1,9 млрд.

При этом ежегодные расходы канала составляют 3,4 млрд рублей, т.е. чуть больше $100 млн (из отчета компании).

"Росбалт" попросил прокомментировать эти показатели директора регионального центра ИТАР-ТАСС в Петербурге Бориса Петрова. Заметим, что он возглавил ГТРК "Петербург-Пятый канал" в 1997 году, как раз в момент акционирования компании, и уже тогда вопрос финансирования телеканала стал для руководства приоритетным.

По словам Петрова, главная проблема "Пятерки" — отсутствие серьезных ресурсов. "Телеканал с федеральным статусом должен был иметь соответствующее финансирование, т.е. годовой бюджет в $400-500 млн как минимум. И когда телеканалу возвращали федеральный статус, нужно было решать эту проблему. Но этого не сделали", — пояснил он.

Заметим, что недофинансирование телеканала весьма значительно — около $400 млн. Как объясняет Борис Петров, на те деньги, что выделялись акционерами, нельзя добиться собственного качественного вещания, обеспечить канал рейтинговыми фильмами и покупать права на трансляцию зрелищных мероприятий. "То, что сейчас акционеры сокращают расходы, переходят на аутсорсинг — это разумно с точки зрения ведения бизнеса, но факт, что в этом случае Петербург потеряет возможность доносить свой голос до страны. Нужно ли это Смольному или нет — другой вопрос", — заявил Борис Петров.

Тем временем сотрудники "Пятого канала" написали письмо президенту и премьер-министру РФ, где говорится об "угрозе уничтожения петербургского телевещания и массовых увольнениях". В коллективе опасаются, что будут уволены свыше 1000 человек, а знаменитый телецентр на Чапыгина сдадут в аренду.

Реакцией на письмо сотрудников телеканала стал публичный ответ генерального директора "НМГ ТВ" Владимира Ханумяна, в котором тот заявил, что СМИ публикуют непроверенную информацию. Однако факт реорганизации Ханумян не отрицает и обосновывает его убыточностью телеканала, которую акционеры больше не могут терпеть. По словам Ханумяна, НМГ планирует "расширение, а не сворачивание деятельности телеканала в Санкт-Петербурге". Сокращений проводиться не будет, радикальной чистки эфира на "Пятом" — тоже.

Однако в этом случае становится совершенно непонятно, как будут решаться финансовые проблемы телеканала. Дело в том, что его рейтинги невысоки и не привлекают рекламодателей. Так, согласно исследованиям ЗАО "ТНС ГЭЛЛАП МЕДИА", "Петербург-Пятый канал" смотрят лишь 1,8% телезрителей. Таким образом, канал отстает не только от грандов вроде "Первого" или "НТВ", но и от "Домашнего" (2,1%), "Культуры" (2,0%) и даже "ДТВ" (1,9%).

Что касается рейтинга конкретных программ канала, то наибольшей популярностью, согласно исследованиям, пользуются не новостные или публицистические передачи, а советские художественные фильмы и программа "Живая история".

Таким образом, заявления о политической подоплеке реорганизации "Пятого канала", раздающиеся из стана оппозиции, выглядят не слишком убедительно. Не добавили интриги и журналисты "Фонтанки", заявившие, что на них оказывается давление со стороны неких олигархов, запрещающих писать о скандале на "Пятом" и угрожающих вмешательством прокуратуры. При этом не было названо ни одной фамилии, а в самой прокуратуре об этих угрозах ничего не знают.

Сейчас на "Пятом" проходят производственные совещания, на которых предпринимаются попытки успокоить персонал. Так, сотрудникам информационной службы было сказано, что информационные выпуски телеканала будут выходить в прежнем формате и с той же частотой, поэтому угрозы потери работы для репортеров нет.

Эту информацию подтвердил и пресс-секретарь телеканала "РЕН-ТВ" Антон Назаров. В интервью немецкому информагентству DPA он заявил, что "РЕН-ТВ" не будет отказываться от производства собственных новостей в пользу трансляций программ новостного подразделения государственной телекомпании Russia Today. По словам Назарова, РЕН ТВ и "Пятый канал" будут получать от Russia Today "исключительно техническую поддержку", и на содержательную часть новостей госканал влияния оказывать не будет.

Как рассказала "Росбалту" советник генерального директора "Пятого канала" Татьяна Александрова, сейчас коллектив ждет встречи с представителями акционеров, которую пообещал Владимир Ханумян. От результатов этой встречи зависит, какова будет реакция сотрудников на реорганизацию. Напомним, что в случае массовых увольнений журналисты и технический персонал пригрозили публичными акциями протеста.

Евгений Зубарев

4 Последние комментарии / остальные комментарии

Редакцию новостей успокоили, что сокращений и изменений не будет... до июня.

Уже исходя из того, что на разных интернет-ресурсах приводятся разные цифры, соответствующие рейтингу Пятого, можно согласиться с Владимиром Ханумяном относительно непроверенной информации. Кто что услышал, тот то и написал. На данный момент большее количество людей склоняется к верному направлению с решением проблемы с телеканалом. Лучше так, чем закрытие. Конечно, в далеком 1997 году была допущена первая ошибка - недальновидность в смысле финансового обеспечения. Однако не всегда возможно предвидеть что будет через месяц, а тут - аж через 12 лет. Такой проект, как телеканал требует весьма и весьма крупных затрат... В одном из интервью, Ю. А. Ровненский, открывающий новый телеканал называл баснословные суммы, тратящиеся на функционирование "Страны". И это касается любого другого телеканала. Хорошо уже то, что не ожидается сокращений сотрудников и глобального изменения передач. Ведь согласитесь, могло бы быть и это не далеко лучший вариант. Какой бы не стала в итоге реструктуризация, на мой взгляд, уже сам факт попытки найти выход со стороны руководства, достоин одобрения.

Выход из сложившейся ситуации обязательно будет найден, только вот какой - пока не понятно. Реструктуризация, конечно, должна быть проведена для выживания канала. Эта мера неизбежна, всегда приходится чем-то или кем-то жертвовать. Согласна с предыдущим автором, что эти меры, лучше, чем закрытие канала. Но в бочке дегтя есть и ложка меда для телезрителей. Открылся телеканал "Страна" и это не может не радовать. Конечно содержание канала затратное дело, как правильно заметил Юрий Ровенский, но любовь телезрителей -прежде всего. Они всегда ответят взаимностью тем, кто думает об их духовном наполнении, кто может их увлечь и развлечь. К тому же круглосуточно!

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.