Медиановости

23 октября 2009 19:17

Эксперт: Журналисты не соблюдают правил публикации социологических данных

Журналисты зачастую пренебрегают мировыми стандартами публикации социологических данных. Такую тенденцию, выступая 23 октября на пресс-конференции в БИА, обозначила сотрудник Социологического института РАН Татьяна Протасенко.

"В последнее время огорчают тревожные нотки во взаимодействии СМИ и социологов. Несмотря на то что существуют мировые стандарты публикации опросов и других исследований, зачастую журналисты ими пренебрегают", — сообщила эксперт. Таким образом журналисты демонстрируют поверхностное и потребительское отношение к результатам научных исследований, подчеркнула социолог.

"Какая аудитория было опрошена? Какие вопросы задавались? Насколько репрезентативна выборка? Когда было проведено исследование? Эта информация должна появиться в журналистском материале, иначе читатель может небезосновательно посчитать себя жертвой манипуляции", — отметила она. Возможно, эти данные на строчку увеличивают текст материала, однако их игнорирование свидетельствует о непрофессионализме и неуважении к читательской аудитории, заметила Татьяна Протасенко, передает корреспондент Лениздат.Ру.

По мнению экспертов, особенно в деле небрежного обращения с данными исследований преуспели телевизионные журналисты. "Нас пугает целый вал социологических опросов, который в последнее время появился на экранах, — сообщила Татьяна Протасенко. — С моей точки зрения, более вредных вещей, для того чтобы сделать выводы о нашем обществе, быть просто не может".

Алиса Кустикова

2 Последние комментарии / остальные комментарии

Итог любого социологического исследования - "от лукавого". "Какая аудитория была опрошена? Какие вопросы задавались? Насколько репрезентативна выборка? Когда было проведено исследование?" - ответ на эти вопросы увеличивает текст далеко не "на одну строчку", как утверждает госпожа Протасенко, а на целые газетные полосы. И за эти полосы надо платить. Иными словами, публиковать результаты социологических исследований НЕ "пренебрегая мировыми стандартами" на коммерческой основе, на правах рекламы. В иных случаях журналисты вольны пользоваться социологической статистикой так, как сочтут нужным, давая собственные оценки любой "цифири". И вряд ли в этом случае можно назвать читателя "жертовой манипуляции".

Неча на зеркало пенять, если сами социологи, представляя публике результаты выполненных по заказу опросов, скрывают - какие именно вопросы задавались, как они были сформулированы. Из последних примеров - опросы, заказанные ОДЦ Охта товарисчу Могилевскому. Он эти результаты активно пиарил (в союзе с газоскребцами), но полного свода заданных вопросов так и не представил!

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.