Медиановости

26 октября 2009 15:38

Со дня убийства Бабуровой и Маркелова прошло 9 месяцев

19 января 2009 года, Пречистенка, 4 часа дня, хладнокровный киллер, выстрелы в затылок, пугливые свидетели, побоявшиеся даже вызвать "скорую"… Со дня убийства адвоката Станислава Маркелова и журналиста "Новой" Анастасии Бабуровой прошло уже 9 месяцев. Что с расследованием?

Арестов пока не было, скорее всего, не будет их и в ближайшее время.

Преступление совершили либо очень хорошо подготовленные люди, либо абсолютные дилетанты. В итоге — один и тот же результат: расследование идет тяжело по объективным причинам.

Плюс, конечно, изначальный бардак…

Дело сначала вели в прокуратуре ЦАО Москвы. На место преступления, как принято, съехалось огромное количество папах и звезд — затоптали все.

Когда дело передали в Следственный комитет (через неделю после убийства), место преступление пришлось осматривать заново. В первую очередь искать гильзы…

Но неделя — катастрофический срок. Пришлось выяснять, куда вывезли убранный из этого района снег, и полностью его вытапливать…

…С самого начала появились предположения: киллер уехал на метро. В прессе публиковали даже фото подозреваемого с камер метрополитена. Следствие не комментирует эту информацию. Однако в пользу того, что человек имеет отношение к преступлению, свидетельствует несколько обстоятельств: он уходил умело, прикрывал руками лицо, отворачивался, зная заранее, где расположены камеры видеонаблюдения.

Но с камерами вот какая штука… Оперативники об этом знают давно. Когда их устанавливали, планировалось, что камеры должны давать картинку хорошего качества. По спецификациям — так оно и есть. Но в реальности — картинка  отвратительная. То ли в итоге поставили не то, то ли — не так…

Исходя из опыта раскрытия похожих преступлений, можно предположить, что преступник был не один и что киллера наводили на цель. (А "Новая" располагает данными о том, что за Маркеловым следили и в день убийства, и за несколько недель до преступления.) Следовательно, нужно анализировать билинги (то есть телефонные соединения, которые производили абоненты в это время и в этом месте). Но это — день, центр Москвы… Специалисты уверяют: речь идет о нескольких миллионах соединений.

По словам друзей и знакомых, в последнее время Маркелову угрожали. Известно несколько таких случаев. Угрожали разные анонимы и по разным поводам. Это — важно. Потому что если с мотивом убийства все примерно понятно — профессиональная деятельность адвоката, то с причиной — пока окончательной ясности нет. Маркелов вел много разных дел и мешал многим и очень разным людям.

Насколько можно понять из официальных комментариев, у следствия несколько рабочих версий. Одну из них озвучил руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин: неонацисты.

Действительно, Станислав Маркелов занимался этой проблемой: вел дела антифашистов, проводил мониторинг преступлений, совершенных фашиками, и — теперь уже можно об этом говорить — делал все, чтобы известное ему стало известно и правоохранительным органам (он имел свои источники информации). И неонацисты об этой деятельности адвоката знали.

Действительно, одна из малоизвестных боевых организаций ультраправых взяла на себя ответственность за убийство Маркелова и Бабуровой — в редакцию "Новой" пришло соответствующее электронное письмо. Может быть — понты… Однако это придется выяснять достаточно долго: организации неофашистов — весьма закрытые структуры. Надежда на то, что власть наконец-таки обратила внимание на коричневых: по стране прошла волна арестов и судебных процессов, — а в камерах люди все-таки более разговорчивы…

Но разрабатываются и другие версии.

Например, не только правозащитников и журналистов волнует возможная закономерность — убийство в один год адвоката Станислава Маркелова и правозащитника Натальи Эстемировой. Они были друзьями, Станислав во время поездок в Чечню останавливался у Натальи, они вместе вели множество правозащитных дел еще с тех времен, когда была жива Анна Политковская.

"Новой" стало известно: следователь СК при прокуратуре ЮФО действительно выезжал в Москву, чтобы ознакомиться с делами Анны Политковской, Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой. Но в Чечне работать сложно. Как рассказывают люди, побывавшие на допросе, следователи вынуждены передвигаться под охраной автоматчиков, а свидетели боятся что-либо рассказывать.

…Достаточно всего этого или нет — сказать трудно. Следствие не спешит раскрывать свои тайны —  фамилии подозреваемых и свидетелей, фотороботы, данные экспертиз, — справедливо опасаясь утечки информации.

Понятно лишь, что накоплен достаточно большой объем первоначальной информации, позволяющий делать какие-то выводы, отбрасывать какие-то версии и проводить не веерные, а точечные допросы свидетелей.

Сколько еще продлится следствие — вопрос пока риторический. И чтобы он таковым не остался, мы, отвечая этой статьей на обеспокоенные вопросы читателей, постарались быть максимально осторожными в оценках, вынужденно дозируя информацию, известную "Новой газете".

P.S. 28 октября В Париже состоится торжественная церемония вручения дипломов выпускников Высшей школы журналистики. Курсу этого года было присвоено имя Анастасии Бабуровой. На торжественную церемонию в МИД Франции пригласили Настиных родителей – Ларису Ивановну и Эдуарда Федоровича.  Вручать дипломы будет министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер. Н