Медиановости

29 октября 2009 12:20

Президент журфака МГУ Ясен Засурский отмечает 80-летний юбилей

Сегодня 80 лет исполняется президенту факультета журналистики Ясену Николаевичу Засурскому. 42 года он был бессменным деканом журфака МГУ, сообщают "Вести". Это рекорд в высшем образовании. Сегодня юбиляру будет посвящена целая серия официальных, и не очень, мероприятий в легендарном здании на Моховой, куда Ясен Николаевич продолжает приходить каждый день, чтобы передать свой профессиональный опыт будущим журналистам.

Для Ясена Николаевича Засурского утро на факультете журналистики начинается с непременных "здравствуйте", звучащих со всех сторон, свежей прессы, российской и не только, и подготовки к лекции.

"А вы знаете, что называли утками? Во Франции было много рукописных газет, рукописные сплетни там были, и их называли утками – летучие листки", - рассказал Ясен Засурский.

О газетных утках первокурсникам Засурский еще расскажет. Чтобы стать хорошим корреспондентом, надо учитывать не только опыт коллег-современников, но и знать историю всей мировой журналистики. 42 года профессор Засурский доказывал это на посту декана.

"Я очень не хотел быть деканом, потому что я занимался в основном американской литературой. Но бунт был на факультете, они требовали, чтоб не назначили того, кого хотели. Я сдался, хотя мой научный руководитель не советовал, говорил занимайся литературой и все будет хорошо и спокойно", - говорит Засурский.

На излете хрущевской оттепели вольнодумных студентов журфака то и дело пытались выгнать. Засурский всегда вступался. Однажды не позволил отчислить учащихся, ходивших в церковь, лишь перевел на заочное отделение. Во многом благодаря стараниям декана, свобода прессы начиналась со свободы на факультете.

В его кабинете, заваленном книгами и бумагами почти до потолка, есть статуэтка Дон Кихота. Ее он бережно хранит, как символ истинной журналистики. "Дон Кихот – это был человек, который лбом пытался проломить стену, был очень честный, настойчивый. Журналист в любой стране, в любых ситуациях выступает как дон Кихот", - считает Засурский.

Виталий Игнатенко вспоминает декана тем самым 36-летним, модным, но очень серьезным человеком, ставшим в 60-е даже героем статьи в журнале Америка. "Хотя разница в возрасте небольшая была, но все равно он был человеком другого поколения, интеллектуального, его старшинство во многом было старшинством мысли. Он всегда заставлял стесняться или робеть не потому что он декан, мы понимали, что имеем дело с выдающимся человеком", -  рассказал Виталий Игнатенко, генеральный директор ИТАР-ТАСС, выпускник факультета журналистики МГУ 1964 года.

Студент Максим Никулин хоть и провел на журфаке 8 лет, декана видел редко, поскольку работал много. Ясен Засурский не то, что не запрещал учащимся работать, а наоборот поощрял, даже закрывая глаза на отсутствие студентов на лекциях.

Студенту Ивану Кудрявцеву декан запомнился человеком, в чьи руки сразу попадали все самые новомодные гаджеты - пейджеры, мобильные телефоны, коммуникаторы, компьютеры. Ясен Николаевич и сейчас все современные технологии тестирует на журфаке.

"Я скачал на мобильный телефон приложение, которое позволяет слушать через интернет множество российских радиостанций, в том числе ближнего зарубежья. Я в этом списке нашел радио журфака МГУ. И в десять часов утра услышал лекцию Ясена Николоевича про нацисткую пропаганду, если я не ошибаюсь. Как будто этих десяти лет на было. Я вновь оказался на первом курсе", - сказал Иван Кудрявцев телеведущий канала "Вести", выпускник факультета журналистики МГУ 2003 года.

2 года назад Ясен Засурский оставил пост декана, теперь он президент факультета. Но дел столько, что приходить на работу надо каждый день.

"Его манера общения, его способ разговаривать с людьми, его умение слушать людей – это тоже компонент образовательной системы", - сказала Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ.

Журналистику Ясен Засурский называет не профессией и даже не призванием, а заболеванием и любит студентов сомневающихся, но всегда стремящихся ко всему новому. И мечтает, чтоб у журналистов было еще больше доступа к информации, еще больше средств связи, чтоб они всегда могли быть услышанными.