Медиановости

29 октября 2009 17:42

Чиновники по делу в Интернет выйдут нескоро

Многообещающим планам по внедрению "электронного правительства" впервые определены конкретные сроки. Первый этап завершится уже через три недели – заработает информационный портал о предоставляемых государственными органами услугах. А в следующем году россияне смогут отправлять через него запросы в эти органы. Но отвечать на них также по "мылу" чиновники должны начать только в 2011-2012, а в некоторых случаях – аж в 2015 году, пишет Фонтанка.Ру.

Утверждению подробного плана предшествовал скандал – президент Дмитрий Медведев устроил разнос руководителям федеральных ведомств, участвующих в реализации федеральной программы "Электронная Россия", на которую уже ушли миллионы бюджетных рублей: "Сколько совещаний проводили на эту тему, сколько было сделано распоряжений президента и правительства ... Ни фига мы не продвинулись!", – заявил глава государства.

Подписанный премьер-министром России Владимиром Путиным "План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти" предусматривает пять этапов. На первых двух в едином реестре должны быть собраны многочисленные административные регламенты, а также формы заявлений на предоставление государственных услуг. На третьем этапе заявления можно будет отправлять в электронном виде, а на четвертом – отслеживать ход их исполнения. Завершение программы – внедрение полного электронного документооборота между гражданами и чиновниками.

Отрапортовать к ноябрьским

Уже к 15 ноября (а это будет воскресенье) должен быть создан единый интернет-портал, на котором планируется разместить реестр государственных и муниципальных услуг – список административных регламентов.

По данным правовой системы "Гарант", в настоящее время принято больше 380 таких регламентов, регулирующих различные сферы жизни. В большинстве случаев это очень подробные документы, которые определяют все, включая меблировку приемных, содержание информационных щитов, поминутно расписывая время на выполнение каждой функции и т.д.

Однако по множеству животрепещущих вопросов таких регламентов до сих пор не принято. Например, не прописаны действия чиновников при оформлении заграничных паспортов, регистрации юридических лиц, в том числе процедуры приема документов от ООО, проходящих так называемую перерегистрацию ( руководители которых буквально "штурмуют" офис налогового ведомства - запись начинается с вечера). И таких сфер много. Войдут ли эти государственные услуги в общий реестр и будет ли в нем ссылка на пока отсутствующий регламент, станет ясно уже 15 ноября.

Исходя из смысла плана, за ближайшие две недели Минкомсвязи нужно будет лишь создать простой сайт со списком услуг и "закачать" на него документы из того же "Гаранта" или "Консультант+".

Второй этап должен быть реализован до конца этого года. Работа также не сложная – разместить на том же сайте формы заявлений на получение услуг и "обеспечить доступ к ним для копирования и заполнения в электронном виде". Проще говоря – из тех же регламентов изъять бланки и разместить их в формате вордовских документов.

Пишите Шура, пишите

Со следующего года, по замыслу правительства России, граждане в большинстве случаев смогут отказаться от походов к чиновникам и отстаивания очередей – представлять документы для получения государственных услуг можно будет в электронном виде.

Согласно утвержденному плану, уже с марта через единый портал можно будет, например, отправлять запрос на получение выписки с лицевого пенсионного счета (копии ежегодно рассылаемого "письма счастья"). Также уже весной правоохранительные органы обязаны будут через интернет принимать сообщения о преступлениях, а миграционная служба – заявления на получение заграничных и внутренних паспортов, видов на жительство, приглашений для иностранцев и т.д. С сентября, согласно плану, можно будет сдавать через сеть экзамены на получение водительских прав, подавать заявки на регистрацию квартир и т.д.

Как это будет реализовано на практике, можно только гадать. Например, с февраля владельцы автомобилей должны получить право в электронном виде подавать заявления на государственный технический осмотр. Но без личной явки и предъявления самого транспортного средства техосмотр пройти невозможно, а потому виртуальная заявка теряет смысл. Равно как и запрос на получение выписки с пенсионного счета – за результатом в любом случае нужно будет самому ехать в управление Пенсионного фонда, а в настоящее время выписка распечатывается в присутствии гражданина меньше чем за минуту. Зачем нужна предварительная заявка?

Равно как маловероятно, что оформлять тот же загранпаспорт органы Федеральной миграционной службы начнут, не получив копию трудовой книжки, военного билета (для мужчин) и оригинальных (бумажных) фотографий.

Исхитрилось и фискальное ведомство – функция приема деклараций по налогу с физических лиц в электронном виде должна быть реализована в мае 2010 года. Учитывая, что декларационная кампания завершается как раз 1 мая, россияне, обязанные отчитываться о доходах, воспользоваться новыми технологиями в наступающему году вряд ли смогут.

А подпись дорогого стоит

Маловероятно (а точнее – невозможно), чтобы госорганы принимали заявления на совершение юридически значимых действий (выдача паспорта, регистрация, получение лицензий, оформление квартиры и т.д.), не удостоверившись в личности его подателя.

Поэтому проектируемый суперпортал, скорее всего, будет носить исключительно справочный характер, а любое официальное заявление нужно будет подавать самолично или, удостоверив нотариально, отправлять обычной почтой. Либо пользователям сайта придется установить у себя на компьютере систему электронно-цифровой подписи. Стоимость обслуживания такого комплекса, применяемого, например, для сдачи налоговой отчетности, сегодня составляет от 3-5 тысяч рублей в год даже в самой простой конфигурации. Если россиянин захочет через портал пользоваться всем спектром государственных услуг (а это несколько десятков наименований), то цена такого комплекса и его сопровождения возрастет многократно.

Соответственно, встанет вопрос эффективности такой системы, причем не для государства, а для самих пользователей. Негативный пример уже есть: в 2000 году московские налоговики предложили жителям столицы сдавать годовую декларацию в электронном виде. Для этого нужно было заключить договор с районной инспекцией, купить специальную программу, а только потом сформировать отчет на компьютере и отправить его через интернет. Куда проще и дешевле было заполнить "бумажную" декларацию и отправить ее в обычном конверте.