Медиановости

18 ноября 2009 15:15

Программа "Цены" не уступила "Мясу" по рейтингу, но проиграла футболу

Самым популярным телепроектом недели, как и следовало ожидать, стал футбол. Борьба нашей сборной за выход в финал чемпионата мира по футболу — за последние месяцы одно из самых массовых и захватывающих телевизионных зрелищ. Месяц назад, 10 октября, это тоже была суббота, наша сборная играла в Москве с немцами за выход из группы. Матч был решающим. Россия проиграла Германии. Показатели трансляции на "Первом канале" были чрезвычайно высокими: в Москве рейтинг 18,4% и доля 48,9%. По стране немногим меньше: 17,1% и доля 44,5%.

Матч со сборной Словении, несмотря на более низкий класс команды, был для России последним шансом попасть на чемпионат мира по футболу, и, казалось бы, интерес к этой игре должен быть еще выше. Тем более что снова была суббота — вечер, разгар выходного дня. То есть все составляющие указывали на то, что рейтинг должен быть еще более ошеломительным, чем в игре наших с Германией. Российская сборная выиграла, но до последних минут матч держал в напряжении, и все это по логике должно было держать зрителей у телеэкранов. Но рейтинги у футбола хоть и оказались весьма высокими, но были ниже, чем месяц назад, в матче с немцами.

14 ноября игру со сборной Словении на "Первом канале" смотрело 43,3% с рейтингом 17,9%, а общероссийские показатели и того меньше: 36,3% с рейтингом 14,7%. Необъяснимо, почему эту игру смотрело меньше зрителей, чем матч с немцами. Теперь вот интересно, какими будут рейтинги у сегодняшней игры России и Словении. На кону — выступление на чемпионате мира.

Достаточно любопытно проявили себя зрители и в пятницу. На НТВ в разгар вечера состоялась премьера программы с "Цены. История всероссийского обмана". Обойти вниманием такое броское название, судя по показателям, не смогли не только постоянные зрители НТВ, но и те, кто либо пришел смотреть эту программу с других каналов, либо ради нее специально включил телевизор. Год назад на НТВ уже был подобный ажиотаж. Фильм "Мясо" с тем же подзаголовком "История всероссийского обмана" был посвящен подробному разоблачению этого, как оказалось, коварного и опасного продукта питания. Про ужасы, которые несет в массы мясо, смотрел тогда каждый третий телезритель: доля под 30% рейтинг 10%. И это несмотря на то, что время показа было достаточно позднее, после 22.00. И тогда в числе зрителей тоже были явно те, кто не относится ни к целевой аудитории НТВ, ни к аудитории телевидения вообще. Страшилки про товары народного потребления, а особенно про продукты питания российский зритель просто обожает. Смотрит он эти проекты с большим воодушевлением, а потом столь же неистово возмущается, что телевидение, дескать, сгущает краски, сеет панику на ровном месте и вообще "все врет". Но как только появляется новый аналогичный проект в телеэфире, зрители снова с удовольствием приникают к телевизору, и, судя по рейтингам, оторвать их от этого занятия невозможно.

"Цены. История всероссийского обмана" практически не уступила "Мясу..." по рейтингу. Эту программу в Москве смотрел почти каждый третий телезритель: доля была 28,1% с очень высоким для НТВ рейтингом — 10,6%. Столь высокие показатели предсказать было можно, канал вложил в этот формат максимум всего, что так любит публика. Разоблачения про накрутку цен самых разных продуктов питания: мороженой рыбы, молока, кондитерских изделий... С точки зрения телевизионной формы здесь смешали множество разных форматов — и расследования, и репортажи, и подобие ток-шоу в студии с участием заинтересованных лиц. Но больше всего поразило то, что все это действо, драматургически и содержательно не всегда простроенное, а местами просто затянутое, зритель как завороженный смотрел более двух часов! Если фильм "Мясо..." шел в пределах часа, то проект "Цены. История всероссийского обмана" начался около 21.00 и закончился в 23.20. И все это время, судя по показателям, зритель даже и не думал уходить на другие каналы, например на "Минуту славы" на "Первый" или на столь излюбленный проект у пожилой аудитории — юмористический концерт из Юрмалы на "России". В Москве показатели этих программ в минувшую пятницу, которые шли в одно время с "Ценами...", были минимальными: "Минуту славы" смотрело всего 11,8%, концерт из Юрмалы — 15,4%. Основная часть аудитории была на канале НТВ.

Раз зрителям такие потребительские разоблачения нравятся, то можно не сомневаться, что "истории всероссийских обманов" будут поставлены на НТВ на поток. Только не стоит надеяться, что в этот ряд "обманов" попадут итоги выборов, цены на газ или на нефть. Это все не для сегодняшнего телевидения. В очереди на обсуждение и освещение наверняка стоят молоко, хлеб, водка, а скорее всего, лекарства. В свете накрывшего сейчас всех страха в отношении эпидемии свиного гриппа рейтинг у такой "истории всероссийского обмана" может быть просто запредельным.

Ну и еще одно ожидаемое телевизионное событие недели, которое изначально должно было собрать у телеэкрана большое количество зрителей. Сериал про Вольфа Мессинга. Ожидание оправдалось. Но логика такого интереса поражает воображение. Впрочем, обо всем по порядку.

Канал "Россия" после печальной истории с провалом рейтингов сериала "Исаев" (хотя вторая часть этой работы Сергея Урсуляка радикально отличалась от первой: и смысл глубокий, и конфликт захватывающий, и актерская игра замечательная!) взял реванш, да еще какой! Повтор суперуспешной "Ликвидации" того же Урсуляка собрал у экранов телевизоров огромное количество телезрителей. На "России" показывали этот сериал утром и вечером — и в любое время суток доли были под 30%. Если суммировать эти показатели, то повтор "Ликвидации" спустя два года после телепремьеры вновь смотрел почти каждый второй телезритель! Скорее всего, этот телесериал и дальше будет столь же успешен. Именно третий показ стал счастливым и для еще одной громкой премьеры прежних лет — сериала "Мастер и Маргарита" Владимира Бортко. В 2005 году его премьеру на "России" смотрело недостижимое для нынешних телепроектов количество зрителей: только в Москве доля двух первых серий "Мастера..." была около 60% с рейтингом почти 30%! Ни до ни после таких показателей не собирал ни один телесериал. Но в 2007 году повтор "Мастера и Маргариты" провалился. Канал показывал его раз в неделю, растянув на месяц, и доли в среднем были всего 15-17%.

И вот сейчас третий показ. "Мастер..." идет очень поздно, с 22.45 до полуночи, и на прошлой неделе его в среднем начало смотреть 25% телевизионной аудитории. Для нынешнего телевидения такое количество зрителей булгаковской экранизации, да еще в столь позднее время, отрадный факт. Причем одинаково активно "Мастера..." смотрели не только в Москве, но и по всей стране. Количество телезрителей примерно такое же, как у "историй всероссийского обмана", но эффект от просмотра этих телепроектов все-таки отличается радикально.

Суммарные высокие рейтинги сериалов "Ликвидация" и "Мастер и Маргарита" на канале "Россия" крайне тяжело пережил "Первый канал". Здесь были вынуждены снять с эфира свой главный вечерний сериал "Журов" — детектив с Андреем Паниным в главной роли. Для "Первого" в разгар телесезона после четвертой серии прервать показ в прайм-тайм шестнадцатисерийного сериала случай беспрецедентный! Даже трудно припомнить, когда на "Первом" так поступали. В отличие от своих конкурентов, к программированию здесь всегда относятся бережно, а тем более к главным вечерним сериалам. И проблема, кстати, не в том, что плох или хорош "Журов", проблема в том, что слишком популярна у зрителей "Ликвидация". Поставь "Журова" в другое время, свои верные 20% аудитории, а то и больше он бы наверняка собрал. Но в итоге показатели "Журова" упали до 10-11%, тогда как показатели доли "Ликвидации" шли вверх к 27-30%.

"Первый канал" фактически капитулировал перед конкурентами с "России", поставив с понедельника без объявления в своем эфире новый сериал — вторую часть "Офицеров", где главные роли играют Сергей Горобченко и Алексей Макаров. И этот форс-мажор на "Первом" явно был связан еще и с тем, что начиная с воскресенья на "России" стартовала еще одна громкая и ожидаемая премьера — сериал "Вольф Мессинг: видевший сквозь время". Сама фигура Вольфа Мессинга чрезвычайна популярна у массовой аудитории, недаром документальные фильмы о нем собирали в эфире невероятно высокие рейтинги с долями за 30%! Да и вообще все, что касается мистики, пророчеств, прибавьте к этому Сталина, Гитлера и других известных исторических персонажей, с которыми Мессинга сталкивала судьба,— и высокий рейтинг уже предопределен. Но на "России" снова подошли к программированию нестандартно. Первые 4 из 16 серий канал показал в воскресенье вечером.

И вот смотрите, что получается. Какова логика зрительского интереса? "Вольф Мессинг..." начался на канале "Россия" в 19.10. В 20.00 началась итоговая программа "Вести недели", которую уж точно нельзя отнести к числу популярных, и уж тем более трудно поверить, что ее будет смотреть треть аудитории. Ну этого и не случилось. Зритель, посмотрев первую серию в составе почти 30% телеаудитории, ушел от телеэкрана ровно на час с небольшим, пока Евгений Ревенко подводил итоги недели, а затем словно по команде снова вернулся к телевизору. И не просто так, а в еще большем количестве! Итоговая доля "Вольфа Мессинга..." составила 34,5% с рейтингом 13,7%! Получается, что каждый третий телезритель страны и даже больше провел у телевизора более трех часов, досидев до полуночи. Причем в воскресенье, накануне рабочей недели! И это при том, что в первых сериях речь идет о детстве и юношестве знаменитого предсказателя и мага и особой увлекательностью и уж тем более динамикой развития сюжета они точно не отличаются. Подобной невероятной зрительской стойкости и любви к сериалам можно только удивляться. Особенно кода эта необъяснимая любовь к подобным телеформатам приобретает национальный масштаб. Ъ

Арина Бородина

0 Последние комментарии / остальные комментарии

К этому материалу еще нет комментариев