Медиановости

19 ноября 2009 10:11

ФСФР против рекламы финансовых услуг компаний, не имеющих лицензий

Федеральная служба по финансовым рынкам предлагает запретить рекламировать финансовые услуги компаниям, не имеющим соответствующей лицензии, — таким образом ведомство рассчитывает ограничить возможности для продвижения финансовых пирамид, а также компаний, предлагающих заработок на изменении валютных курсов.

О том, что Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) направила в ФАС пакет поправок к закону "О рекламе", ограничивающих рекламную деятельность финансовых компаний, вчера сообщил руководитель ФСФР Владимир Миловидов. "Мы предлагаем запретить организациям, не имеющим лицензии, публично рекламировать финансовые услуги, — пояснил господин Миловидов. — Это необходимо для того, чтобы защитить права инвесторов и снизить количество финансовых пирамид". В соответствии с предлагаемыми поправками финансовые услуги смогут рекламировать только профессиональные участники финансового рынка, банки и страховые компании.

"Такие компании, не являясь профессиональными участниками рынка финансовых услуг, привлекают средства, как правило, на основе договоров займа, обещая при этом некую доходность, — пояснил Владимир Миловидов. — В итоге они превращаются в финансовые пирамиды". Ранее в ФСФР заявляли, что не могут напрямую влиять на деятельность таких организаций, поскольку последние не подпадают под юрисдикцию ведомства. "Бороться с ними можно двумя способами: уточнять определение лицензируемой деятельности или ограничить приток клиентов в подобные организации, на что и нацелены наши поправки к закону", — резюмирует Владимир Миловидов. Сейчас закон "О рекламе" не содержит ограничений относительно того, кто может размещать рекламу финансовых услуг, в нем есть лишь ограничения по содержанию рекламных сообщений.

Предложенные поправки — наиболее существенные изменения в части рекламы финансовых услуг, предлагаемые за последнее время. Ранее ФСФР направляла в ФАС поправки, запрещающие использование при описании компании и ее финансовых услуг таких слов, как "первый", "крупнейший", "лучший". В ФАС поддержали инициативу ФСФР. "Это поможет ограничить способы привлечения граждан к деятельности таких организаций", — считает заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров. По его словам, недавно ФАС направила в правоохранительные органы материалы относительно организации, которая привлекала от граждан средства для "инвестирования в лесную отрасль", обещая доходность 30% годовых.

В кризис регуляторы и надзорные органы неоднократно высказывали опасения об активизации финансового мошенничества. С начала 2009 года в России была пресечена деятельность более 14 финансовых пирамид, в 2008 году — 28 таких организаций. В форме договоров займа привлекали средства от своих клиентов региональные филиалы московской Ех Investment Group, общий ущерб от деятельности которой оценивается примерно в 2 млрд руб. На основании договора займа привлекают от своих клиентов средства различные кредитно-потребительские кооперативы граждан (КПКГ), которые также часто становятся основами для финансовых пирамид. В Волгоградской области, например, сейчас расследуется несколько уголовных дел по факту хищения руководством КПКГ средств клиентов. Общий объем ущерба, нанесенного волгоградскими КПГК "Росгражданкредит" и "Равенство. Гарантия. Стабильность", превышает 1,5 млрд руб. "Такого рода компании создают у граждан неправильное представление о финансовом рынке, тогда как профессиональные брокеры обязаны оповещать клиентов о рисках", — говорит управляющий директор ФК "Открытие" Евгений Данкевич.

В соответствии с поправками рекламировать свои услуги не смогут также компании, предлагающие доход от игры на изменении валютных курсов. Речь идет о таких компаниях, как "Форекс клуб", "Альпари", "Телетрейд". Эти компании предлагают клиентам играть на валютных курсах в собственной системе, в которой они самостоятельно выставляют курсы валют, и гарантировать их добросовестность в каждом случае невозможно, указывают эксперты. "Они маскируются под профессиональных участников рынка и конкурируют с добросовестными брокерами и финансовыми биржами, — поясняет председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев. — При этом дают активную рекламу в федеральном масштабе, поэтому ограничение на ее размещение значительно сократит количество потенциальных участников". Ъ

Елена Пашутинская, Наиля Аскер-заде