Медиановости

20 ноября 2009 15:12

Журналистскую этику обсудили на показе фильма братьев Коэнов

Журналистика этична по природе. Почему? Журналист находится в ситуации постоянного выбора. Только в этой профессии балансирование на грани между этичным и неэтичным носит перманентный характер. К такому неожиданному выводу пришли зрители пресс-клуба "Зеленая лампа", посетившие показ фильма братьев Коэнов "Подручный Хадсакера" в рамках проекта "Слова и фильмы" — цикла лекций публицистов, критиков и общественных деятелей о картинах, посвященных журналистам и журналистике.

Может ли журналист нарушать социальные и общечеловеческие табу во имя работы? Должен ли он ставить последнюю выше всех остальных ценностей — семьи, жизни, любви?.. Непростая тема этической стороны репортерской профессии была поднята в рамках показа фильма в пресс-клубе "Зеленая лампа" на Гагаринской улице, 3.

Демонстрации фильма предшествовала лекция обозревателя отдела культуры журнала "Эксперт Северо-Запад" Никиты Елисеева. Критик и публицист рассказал о творческом тандеме братьев Коэнов — Джоэла и Итана и о том месте, которое картина "Подручный Хадсакера" занимает в фильмографии режиссеров. "Коэны снимают на редкость простое и сложное кино одновременно, — замечает Никита Елисеев. — Они одни из самых ярких и жестких моралистов современности. Эти режиссеры постоянно обозначают своими фильмами актуальные этические проблемы".

О Джоэле и Итане Коэнах существует масса стереотипов, отметил Никита Елисеев. "Холодные циники и эстеты" — один и, пожалуй, самый популярный из них. Однако показ фильма братьев Коэнов "Подручный Хадсакера" свидетельствует о совсем иной грани таланта режиссерского тандема. Одна из тем картины — журналистская этика.

"Подручный Хадсакера" — история молодого курьера, служащего в гигантской корпорации и волею судьбы ставшего председателем совета директоров. Клерку начинает везти. Оказавшись в центре общественного внимания, руководитель становится объектом расследования молодой журналистки, которая, скрывая свои цели, устраивается к нему секретаршей. Поступки девушки и козни совета директоров приводят к краху карьеры молодого человека и попытке самоубийства.

"Можно ли вообще говорить о профессиональной этике? — обратился с вопросом к аудитории Никита Елисеев. — Этика одна — общечеловеческая. А что касается журналистики, то она этична по своей природе. Журналист находится в ситуации постоянного выбора. Только в этой профессии балансирование на грани между этичным и неэтичным носит перманентный характер".

Казалось бы, журналистка занимается обманом, знакомясь с курьером, взлетевшим на высоты карьеры, отмечает Никита Елисеев. "Однако, если посмотрите фильм внимательно, вы поймете, что этот обман и приводит героя к тому, чтобы он решился изменить свою жизнь и представить открытие, — отмечает Никита Елисеев. — Обман стимулирует героя на подвиг. Так в чем же вина героини?" Этика, как все человеческое, меняется ежесекундно, поясняет он. "В постоянно меняющемся мире человек должен принять единственно правильное решение. В какую-то секунду правильно будет соврать, в какую-то — сказать правду. И если ты эту секунду пропустил, то обратного пути можно не найти", — добавляет Никита Елисеев.

Рассказал он и об истории создания самой картины. После каннского триумфа 1991 года от Джоэла и Итана Коэнов, создателей "Бартона Финка", ждали многого. Джоэл Силвер, удачливый голливудский продюсер, принял братьев Коэнов под свою финансовую опеку, выделив им на постановку немыслимый для независимых кинематографистов бюджет в размере 35 млн долларов. Однако вопреки всем ожиданиям картина в коммерческом плане потерпела провал, а также не была по достоинству оценена критикой.

Напомним, что открытие кинолектория состоялось 22 октября. "Слова и фильмы" — это цикл лекций публицистов, критиков и общественных деятелей о картинах, посвященных журналистам и журналистике. Курирует проект обозреватель ИД "Коммерсантъ", автор статей и книг о киноискусстве Михаил Трофименков.