Медиановости

25 ноября 2009 12:14

Телерейтинги: на НТВ вынесли мозг

В пятницу на НТВ вышел в эфир уже второй фильм из нового научного цикла Павла Лобкова. Лобков — один из самых талантливых российских журналистов, лауреат премии ТЭФИ в одной из престижных номинаций "Репортер". На телевидении это довольно редкий случай, когда репортеру одинаково успешно удаются самые разные жанры, будь то политические репортажи в "Итогах" и "Намедни" или документальные фильмы (например, "Мавзолей"), развлекательные программы об образе жизни ("Растительная жизнь") и научно-популярные циклы ("Прогресс", который выходил у него уже на "Пятом канале"). Причем в последних работах Павла Лобкова давала о себе знать и его кандидатская степень в области биологии.

Конечно, были у Лобкова и неудачи, и простои, и попытки найти себя в сегодняшнем телевидении. Но это понятно. Тех, кто начинал работать в телеэфире в лучшие годы НТВ и работает до сих пор, не так много, а тех, кто уже при нынешнем неузнаваемом формате телеканала умудряется получать высокие рейтинги, не теряя при этом собственного лица, единицы. Лобкову в новом его цикле это удалось.

Первый фильм под названием "Гены против нас" вышел в эфире НТВ 9 октября. Канал определил этот формат как "научный детектив". Поставили его в довольно рискованную зону — самый прайм-тайм пятницы, около 21.00. Причем конкурировать фильму "Гены против нас" предстояло с такими массовыми развлекательными проектами, как "Минута славы" на "Первом канале" и "Кривое зеркало" на "России". С поставленной задачей фильм НТВ вполне справился. В Москве он обошел оба госканала (доля 18,4% и рейтинг 6,9%), а общероссийские показатели* фильма были еще выше: доля 21% и рейтинг 7,8%. "Гены против нас" смотрел каждый пятый российский телезритель. Это немногим меньше, чем у излюбленного пожилой аудиторией "Кривого зеркала".

Фильм Лобкова шел в эфире более часа, в нем было несколько сквозных историй и экспериментов про то, как гены влияют на жизнь человека. Понятно, что прайм-тайм и жесткий, настроенный на скандалы и трэш формат НТВ диктуют свои законы. Не обойтись и без знаменитостей, будь то сын маньяка Чикатило, красавица Оксана Федорова или артист Михаил Боярский. Их, правда, на квадратный сантиметр телеэфира получилось в фильме слишком много. Одинаково стройными не были и все истории фильма. Но поскольку "Гены против нас" сложился из мозаики репортажей, которые лучше всего и удаются Павлу Лобкову, смотреть формат в целом было именно интересно.

Автору удалось быть одновременно и популяризатором, и телевизионным рассказчиком, но главное, он не скатился в псевдорасследования уровня "плесени", "тайн воды" и прочего якобы "научпопа". И даже абсолютно подходящая для нынешнего НТВ тема про то, как в одной деревне целая семья родилась со сросшимися пальцами (представляете, как это бы показали в стилистике "Программы "Максимум"" или "Чистосердечного признания"?!), снята у Лобкова без смакования увечий, а лишь с точки зрения генетического исследования. А история борьбы с болезнью журналистки Маши Гессен тянула просто-таки на сенсацию с точки зрения ее откровенности.

И вот 20 ноября вышел второй научный фильм Павла Лобкова — "Диктатура мозга". Эта работа, конечно, уже была посложнее для зрительского восприятия, чем фильм "Гены против нас". Тут даже визуальное изображение мозга у наиболее чувствительных людей может вызвать отторжение. Да и просто занимательными историями про мозг обойтись было невозможно. Некоторые сцены "Диктатуры мозга", в частности о лечении шизофрении или лишения человека разума, смотришь, прикрыв глаза. Но и это сделано без смакования, скорее в жестком (иногда даже жестоком), фактически научном стиле, с излишней даже в чем-то детализацией процессов. Однако истории про хранилище самых гениальных разумов ХХ века, Институт мозга, или людей-аутистов сделаны настолько по-телевизионному изящно, что хочется поздравить Павла Лобкова и канал с успешным проектом, а его молодым коллегам по НТВ, в том числе тем, кто руководит этими проектами, есть смысл поучиться так излагать телевизионный материал и так работать в предлагаемых обстоятельствах.

Показатели у "Диктатуры мозга", конечно, были ниже, чем у "Гены против нас": рейтинг в Москве 6,1% с долей 16% и по стране — 6,3% с долей 15,6%*. Но это все равно выше среднесуточной доли на НТВ (около 14%). Обойти "Кривое зеркало" (доля в стране 22,9%), конечно, Павлу Лобкову не удалось, да и вряд ли было возможно. Но в столице показатели фильма "Диктатура мозга" были такими, как и у той же "Минуты славы": рейтинг 6,2% с долей 16,3%. В других городах страны это развлекательное шоу "Первого канала" смотрели активнее, нежели фильм на НТВ: доля 21,7% против 15,6%.

А вот с юмором на НТВ хронический ужас. В прошлом телесезоне здесь показывали конкурс так называемых народных самородков от юмора под названием "Ты — смешной!". Уровень пошлости там настолько зашкаливал, что даже "Кривое зеркало" на его фоне выглядело культурологической программой. Когда на общефедеральном канале, которым владеет крупнейшая государственная монополия "Газпром", из уст участников программы звучат частушки про то, как кто-то кого-то поймает и "вырвет матку" или про мужа-инвалида, у которого "пенис не стоит" и "ему делают минет, когда дома меня нет",— выглядит это удручающе. Справедливости ради неудачу проекта "Ты — смешной!" признали даже те, кто его продюсировал. Не ясно, правда, неужели это было не очевидно еще на стадии подготовки телепроекта к эфиру.

Но неудачи на юмористической ниве не остановили НТВ. И вот в пятницу здесь состоялась премьера шоу — "Чета Пиночетов", как сказано в пресс-релизе (его стиль и содержание — это отдельная история, с трудом поддающаяся воспроизведению, но пусть уж она останется за кадром, точнее, за форматом "Телелидеров"), "новая программа партизанского юмора". Искать хоть какую-то логику в названии бессмысленно, как и в том, почему юмор партизанский. И что это вообще такое.

Впрочем, на этот раз НТВ обратилось к поставщику весьма успешных и не очень юмористических телепроектов Александру Цекало, который запустил на СТС, а сейчас уже и на "Первом канале" целый блок программ с новым типом юмора.

Сейчас в телеэфире в большом количестве выходят всевозможные скетч-шоу разного уровня. Но с точки зрения высоких рейтингов продукт этот действительно почти беспроигрышный. Например, на СТС скетчи "Шесть кадров" идут с очень высокими показателями, в несколько раз превышающими среднюю долю канала. Успешны они и в разных форматах ТНТ и на РЕН ТВ в программе "Дорогая передача". Весьма успешно существует и созданная талантливым актерским коллективом во главе с Цекало "Большая разница" на "Первом" (хотя и в этой программе в последнее время по части остроумия ощущается пробуксовка, поскольку понятно, что юмор вещь очень тонкая и все время быть искрометным тут сложно). А вот проекты "Рубик Всемогущий" и особенно "Южное Бутово" у Александра Цекало не задались. По разным причинам. Но "Первый канал", показав по три выпуска этих программ, из эфира их снял.

Но даже при всей спорности этих юмористических форматов "Первого" в них была оригинальная, свежая идея (хотя бы для российского эфира) и ясная концепция, которая может нравиться или нет, но она была. В "Чете Пиночетов" нет ничего. Ни юмора, ни свежести идеи, ни уж тем более внятной драматургии. Она абсолютно вторична с точки зрения задумки: в ней есть элементы пародий на программы НТВ, что уже было, причем неподражаемо смешно в той же "Большой разнице", в ней есть разные скетчи, которые, как уже сказано, есть сегодня на всех каналах. Был в "Чете Пиночетов" еще и приглашенный гость (тоже элемент заимствованный, но из программы "Прожекторперисхилтон"). Гостя звали Никита Джигурда. Достаточно ограничиться одним его упоминанием, опустив детали самого выступления. Стоит, правда, добавить, что количество "пиков", которыми в телеэфире обычно перекрывают мат, в исполняемой Джигурдой так называемой песне в программе "Чета Пиночетов" было запредельным. И судя по выражениям лиц ведущих, даже им было не по себе от творческих проявлений Никиты Джигурды.

О ведущих в "Чете Пиночетов" стоит сказать особо. Театральная публика прекрасно знает этих двух талантливых людей — актера и режиссера Евгения Писарева и актера Юрия Чурсина. Безусловно, этому яркому тандему удается делать смешными некоторые репризы, которые им предлагают сценаристы и авторы идеи новой программы на НТВ. Но смотреть на это просто неловко особенно, если ты, к примеру, видел, как и что играет Юрий Чурсин на сцене МХТ и что может придумать в своей постановке изобретательный Евгений Писарев. Одной из его недавних режиссерских работ — "Коньку-Горбунку" по сказке Ершова — устроили овацию, спектакль был удостоен престижнейших театральных премий. И сам Михаил Жванецкий высоко оценил качество юмора в "Коньке-Горбунке".

Зачем Юрию Чурсину и Евгению Писареву понадобилось участвовать в подобного уровня телепрограмме на НТВ, понять сложно. Телевидение, конечно, расширяет возможность общения для театральных артистов с широким кругом зрителей и помогает завоевать большую популярность. Но не таким же способом... И не участием в таких телепроектах. Хорошо, если программу быстро закроют, осознав, как и в случае с "Ты — смешной", ее бесперспективность. Тогда репутационные потери для этих артистов будут минимизированы. А если "Чета Пиночетов" будет продолжать выходить в эфире, то тогда это уже проблема личного выбора Юрия Чурсина и Евгения Писарева. Правда, пока прогноз для задержки программы "Чета Пиночетов" в эфире НТВ надолго не самый оптимистичный: рейтинг первой программы в Москве был всего 3,7% с долей 9,7%, по стране чуть больше: 4% и 10,8% соответственно. Если учесть, что доля НТВ в этот день была почти 14%, а показатели "Четы Пиночетов" ниже среднесуточных по каналу, то до успеха пока еще далеко.