Медиановости

8 декабря 2009 13:10

Фильмам и сериалам зрители отдают половину времени, выделяемого на просмотр ТВ

Традиционно борьба вещателей за аудиторию ведется как в области охвата и технического проникновения, так и в сфере производства программного наполнения. Чем фрагментарнее становится медиа среда, чем больше усложняются способы доставки контента потребителю, тем важнее становится вопрос самого контента.

По данным TNC измерения, на протяжении последних лет среди российских зрителей неизменно популярны сериалы, кино, развлекательные программы и новости. Такая ситуация не уникальна для России, хотя соотношение этих жанров различается от сезона к сезону и от страны к стране. В России на эту четверку жанров приходится:

Менее 60% времени вещания двадцатки национальных телеканалов,

Около 75% суммарного объема времени, которое мы проводим у экранов телевизоров,

И почти 80% совокупных рекламных бюджетов на телевидении.

Кино и сериалы

Фильмам и сериалам зрители отдают половину времени, выделяемого на просмотр ТВ. Причем за последние годы вклад сериалов заметно вырос, что связано с разнообразием качественных продуктов, выпущенных на рынок. Телесериалы сейчас — наиболее востребованная жанровая категория на отечественном ТВ, они присутствуют в эфире большинства национальных каналов. Лидируют по объему сериального показа каналы СТС, "Домашний", ДТВ, ТВ-3, НТВ, "Россия" и ТНТ, где сериалы занимают от 25% до 40% эфирного времени, при средней цифре 15%. По сравнению с другими жанрами, телесериалы — один из наиболее "женских" продуктов. Конечно, это не значит, что мужчины сериалы не смотрят, например, в последнем сезоне аудитория некоторых сериалов на каналах Рен ТВ, ТВ-3, "Звезда" и "Петербург 5 канал" почти на две трети состояла из представителей сильной половины человечества.

Что касается художественных фильмов, то, хотя отечественная классика по-прежнему идет на многих каналах с высокими показателями, в последние годы, наряду с кассовыми западными произведениями, в топовые позиции все чаще попадают относительно новые российские фильмы.

Развлекательные программы

Жанр развлекательных программ включает в себя множество телевизионных форматов для широкого круга зрителей. Самые популярные из них — юмористические программы, разного рода соревнования, проекты со звездами, ток-шоу и концерты. Вкусы заметно различаются у мужчин и женщин и с возрастом меняются. Молодых девушек больше привлекают программы о моде и стиле, а также реалити-формат. Женщины постарше отдают предпочтение ток-шоу, интервью с известными людьми, а также развлекательным программам, связанным с кулинарией, обустройством дома, ведением хозяйства. Самое большое число молодых мужчин приходит на юмористические форматы молодежных каналов (stand-up show, sketch-show др.). Пожалуй, только у мужчин старших возрастов нет четко выраженных предпочтений, если не считать концертов Михаила Задорного.

Универсален для всех целевых аудиторий интерес к различного рода соревнованиям с участием звезд (celebrity-проекты). Этот формат, заимствованный в Великобритании и США, уже несколько сезонов подряд с успехов путешествует по странам и континентам.

Новости

Наибольшая доля ежедневного новостного вещания (за исключением нишевых каналов "Вести" и "Euronews") — на телеканале "Россия" (около 15% эфира канала). За ним с примерно равными объемами следуют "Первый канал", НТВ и "ТВ Центр" (около 10% эфира). На Рен ТВ, "Петербург 5 канале" и "Звезде" новости занимают около 6-7% времени вещания. Как правило, новости привлекают более мужскую и более возрастную аудиторию. Кроме того, их отличает от программ других жанров большая доля зрителей с высшим образованием и большая доля зрителей с высоким доходом.

За исключением периодов, когда происходят важные, неординарные события в стране и мире, интерес к новостному вещанию относительно постоянен. Хотя бы 10 минут новостей в день смотрит около 30% населения России.

Жанровая структура телевидения, так или иначе, является отражением зрительских потребностей, главными из которых продолжают оставаться потребность в информации и потребность в развлечениях. Однако, хотя базовые потребности аудитории стары как мир, каналы продолжают искать новые идеи и формы их реализации (пример — не существовавший до недавнего времени, а ныне популярный жанр реалити). Не стоит забывать и о стремительном развитии новых платформ, способствующих фрагментации аудитории (пример — успех познавательных каналов Discovery). Так что вечная антитеза "информация-развлечения" будет находить все новые и новые воплощения в предложении телевидения публике.