Медиановости

8 декабря 2009 14:48

Зарубежные документалисты показали Россию, которую не увидишь в телевизоре

В эти дни в Москве проходит III фестиваль "неформатного" документального кино "Артдокфест". Его программа в основном формируется из фильмов, практически не показываемых по российскому телевидению и, само собой, лишенных кинопроката. Так что символом "Артдокфеста" не случайно является перечеркнутый телевизор.

В прошлые годы посещение фестиваля было бесплатным, но на этот раз организаторы решили проверить, созрела ли публика, дабы платить за то, что уже привыкла получать даром. Эксперимент проводится на двух престижных площадках в центре Москвы, и хочется верить в его успех, поскольку для понимающего зрителя удовольствие от просмотра настоящего "реального кино" не уступает по величине получаемому от лицезрения картин, имитирующих жизнь или рисующих выдуманные миры. Тогда как плата за это удовольствие – меньше, а бонусом является особое ощущение подлинности происходящего на экране.

 

В конкурсе "Артдокфеста" – 12 отечественных и 9 зарубежных картин, причем некоторые показываются публике впервые. Часть иностранных картин снята на российской натуре бывшими россиянами, уехавшими за границу, но продолжающими интересоваться нашей жизнью. К примеру, Алена ван дер Хорст приезжала из Нидерландов в Екатеринбург, чтобы провести подробное исследование обстоятельств жизни и самоубийства своего знакомого, поэта-маргинала Бориса Рыжего. Живущий в Германии Борис Колтун смонтировал из фотографий, сделанных им в течение тридцати лет, фотофильм "Ниоткуда с любовью". Как пишет он сам, это "объяснение в любви людям страны, в которой я родился и прожил полвека". Сергей Лозница, тоже живущий в Германии, забрался в деревню Сумской Посад на берегу Белого моря, чтобы снять "Северный свет" перед наступлением арктической ночи. В поморской деревне поработала и Светлана Стасенко, увезя оттуда материал для "Вольных людей", картины о потомках новгородцев, еще при Иване Грозном ушедших из-под кровавой власти московского князя на свободный Север.

Судя по фестивальным программам, число мест, куда проникает документальная камера, огромно. Кристиана Бюхнер в своей "ПереСтройке" рассказывает историю расселения питерской коммуналки как кинороман со многими линиями: каждая комната – республика или мини-монархия, вместе – маленькая страна, распадающаяся, как некогда распался коммунальный Советский Союз. "Алеша" Мелиса Муху – драматическая история демонтажа таллинской статуи советского солдата. "Саня и Воробей" Андрея Грязева – повесть о двух чернорабочих, приехавших в Москву в надежде на заработок. "Части тела" Марии Кравченко – про играющих в футбол парней-инвалидов, в детстве ставших жертвами чеченской войны. "Вокзал по средам" Ольги Мауриной – о докторше, что каждую неделю приезжает на Павелецкий вокзал врачевать бомжей. "Город Солнца" Александра Муругова – про чудака, который задумал реализовать мечту Кампанеллы в среде алкоголиков и тунеядцев. Когда посмотришь – впечатление, будто близко узнал такое множество людей, с каким никогда в жизни бы не познакомился. Реальное кино преодолевает личные и общественные барьеры, ограничивающие доступ к другим – сказал бы философ. "НИ"