Медиановости

12 декабря 2009 11:49

Эксперт: Традиционные издания станут бутиковым изделием

Новые технологии, особенно в области интернета, преображают нашу жизнь с невероятной скоростью, и то, что еще вчера казалось сказочной фантастикой, становится обыденностью. О том, какие фундаментальные изменения ждут индустрию медиа в самом ближайшем будущем, на своем мастер-классе в пресс-клубе "Зеленая лампа" рассказывал Константин Бочарский, зам главного редактора журнала "Секрет фирмы" ИД "Коммерсант".

Все изменения, связанные с использованием новых технологий, естественно, зарождаются на Западе и до нас докатываются года через два-три в лучшем случае. Поэтому то, что западным компаниям видится как будущее ближайших нескольких месяцев, для нас продолжает оставаться в туманной прожектерской дымке. Между тем изменения грядут глобальные.

Будущее за такими небольшими устройствами, как i-Phone

По словам Константина Бочарского, ведущие производители в сфере компьютерных и мобильных технологий собираются в самое ближайшее время полностью поменять квалификацию. "Например, Nokia у нас ассоциируется прежде всего с производством мобильных телефонов, а HP и Xerox — каких-то печатающе-сканирующих железяк. Однако в последнее время все идет к тому, что эти компании станут в первую очередь производителями софта", — рассказал он.

Дело в том, что мировой производственный рынок быстро захватывают азиатские страны, и быстрее всех Китай. Возможность копировать любые технологии и производить их дешевле вытесняет с рынка даже таких монстров, как Nokia. Поэтому любая попытка получить конкурентное преимущество в собственно "железе", например придумать изощренный дизайн мобильного телефона, обречена на неудачу, так как дизайн будет скопирован китайцами через пару месяцев.

С другой стороны, компания Apple, выпустившая на рынок свой i-Phone, получает невероятные прибыли, продавая через интернет программные продукты для своего детища. "Каждая программка, которых сотни, стоит один-два доллара, и, если ее скачают миллион пользователей — вот вам и миллион долларов", — заключает Константин.

При этом, по его мнению, такие программы действительно становятся все более популярными, потому что оказываются чрезвычайно удобными: например, используя позиционирование через GPS, можно легко найти ближайшие кинотеатры и увидеть расписание идущих в них фильмов. "Если раньше, чтобы выбрать, куда сходить в кино, молодежь проводила определенное время за стационарным компьютером, то сейчас это можно сделать прямо на ходу, причем быстрее и удобнее", — отмечает он.

Таким образом, полагает Бочарский, будущее именно за такими небольшими устройствами, как i-Phone, совмещающими в себе функции мобильного телефона и компьютера. Самое интересное, что эти устройства являются наиболее приемлемыми как для богатых, так и для бедных пользователей!

"Большое распространение получила информация о том, что индийские крестьяне, большую часть жизни копающиеся на своих маленьких рисовых плантациях, используют специальную сетевую программу на мобильниках, которая в онлайн-режиме позволяет узнать цену на рис в соседних городках. Это дает им возможность выбрать, куда выгоднее ехать, чтобы продать свой урожай", — говорит эксперт.

Время бумажных носителей уходит

Приобретает популярность и чтение новостных сайтов при помощи мобильных устройств. "Время бумажных носителей уходит. Традиционные издания станут бутиковым изделием, их существование будет обусловлено желанием читателя получить удовольствие от шуршания хорошей бумагой, и отношение к ним будет примерно таким же, как в XVIII-XIX веке", — прогнозирует гуру.

По его словам, понимая, что время бумажных носителей прошло, могущественная американская корпорация Time Inc. разработала для своих изданий новый формат — Tablet 1.5. По сути, эта "таблетка" будет представлять собой электронное устройство размером примерно с небольшую книгу, на которой можно будет читать газеты и журналы Time Inc., размещенные в привычном виде: с тем же внешним видом страницы, как в и бумажном издании. Разница — в том, что эта газета будет интерактивной: ткнув пальцем в газетную фотографию, можно перейти к фотогалерее или видеопросмотру. Эта газета будущего должна появиться в продаже в США в ближайшие месяцы.

Выжить можно только за счет сокращения расходов

Однако, по мнению Константина Бочарского, изменится не только форма подачи материалов, но и суть всех СМИ. "Доходы от продаж бумажных газет тают каждый день: падают тиражи, меньше доходов и от рекламы. Читатели уходят в интернет. Но размещенные в интернете материалы достаются им бесплатно! А доходы от интернет-рекламы не способны приносить сопоставимые по сравнению с традиционной рекламой прибыли", — говорит заместитель главного редактора "Секрета фирмы".

Он рассказал, что газетные магнаты пытались использовать разные способы, чтобы добиться прежних доходов. Например, делали доступ к контенту на своих сайтах платным — посещаемость тут же резко падала и приходилось отказываться от этой затеи, чтобы не потерять конкурентное преимущество. Пытались также делать платным доступ к интернет-архивам издания — прибыли, по словам проводивших эксперимент, "не хватило даже на оплату газа, который использовался для отопления редакции".

При этом, как отмечает журналист, маленькие интернет-редакции, в которых работает меньше десятка сотрудников, привлекают на свои сайты миллионы пользователей и могут таким образом извлекать бешеные прибыли из рекламы при почти нулевых затратах. А гигантские холдинги, несмотря на эксклюзивный контент — собкоров во всех уголках мира, высокий профессионализм и привлечение самых дорогих экспертов, теряют прибыли!

"В этой ситуации традиционные медиа может спасти только резкое урезание расходов, — полагает Константин Бочарский. — Что собой представляет настоящее серьезное издание? Десяток журналистов при общем штате в 100 и больше человек. Остальные 90 — это курьеры, верстальщики, распространители и т. п. В медиа, изначально создающихся как электронные, всего этого нет, и их расходы, таким образом, сведены к минимуму".

В качестве еще одной проблемы традиционных СМИ журналист выделил так называемый крэйг-лист-эффект. "Крэйг — это американский программист, создавший сайт объявлений Craiglist, который в кратчайшие сроки практически уничтожил индустрию бумажных газет с объявлениями — таких как "Из рук в руки" или "Шанс" в России, — пояснил гуру. — При этом если оборот газет составлял 2 млрд долларов в год, то прибыли Крэйг-листа составили всего около 20 миллионов! Примерно такой же эффект сокращения прибылей происходит и в СМИ, переходящих в электронный формат. А значит, выжить можно только за счет катастрофического сокращения расходов".

Медиа будущего

Будущий облик медиа Бочарский описывает термином "линкономика". Новые СМИ будут работать по особому принципу, который частично уже входит в нашу жизнь. "Традиционная журналистика предполагает особую процедуру подготовки материала. Сначала нужно собрать определенный объем сведений, потом проверить их, наконец, соединить — и подать в определенном ключе, с авторской обработкой. Линкономичные СМИ предполагают два больших отличия", — рассказал зам главного редактора "Секрета фирмы". В качестве первого он назвал то, что новостью здесь становится любой кусочек новой информации: раз появившись, она выкладывается в Сеть и становится достоянием гласности, то есть не нужно собирать большой объем сведений, чтобы сделать публикацию. Вторым отличие — не требуется добывать уже добытую информацию: вместо того чтобы звонить ньюсмейкеру и перепроверять ранее сообщенные кем-то сведения, достаточно поставить линк — ссылку на сообщение, в котором он был процитирован ранее.

Наконец, все большее значение, по словам журналиста, будет предаваться сообщениям блогеров: уже сейчас есть новостные ресурсы, контент на которых создают не журналисты, а пользователи. "Правда, подходить к такому контенту следует с известной долей критики, — полагает Бочарский. — С другой стороны, это новшество может возродить старинную практику репортерства: у каждого пожара и грабежа окажется свидетелем "человек с блокнотом и ручкой", который потом опишет событие в своем блоге. Кстати, есть множество примеров удачного перехода традиционного журналиста в блог-журналистику, что свидетельствует: профессионалы будут все так же цениться".

В конце концов, по мнению Константина Бочарского, такие профи начнут выбирать узкие ниши, в которых станут экспертами величайшего уровня и будут делать свое маленькое СМИ, зарабатывая пусть небольшие, но твердые 2 тысячи долларов в месяц.

Кому достанутся сверхприбыли

"Остается вопрос — куда денутся в этом новом мире гигантские новостные корпорации? Умрут — или приспособятся? — спрашивает журналист. — Ведь даже если реклама в интернете и начнет когда-то приносить реальные прибыли, информация в интернет-мире не принадлежит никому". Исследования показывают, что если, допустим, аудитория новости составляет 1 млн человек, то на сайте, который создал ее и выложил первым, ее прочитают около 100 тысяч пользователей. Остальные 900 тысяч увидят новость на других ресурсах, скопировавших оригинальное сообщение, а значит, именно последние и получат свои прибыли от продажи рекламы".

По мнению Бочарского, этот вопрос решится на техническом уровне: дело в том, что львиную долю прибыли от рекламы получают интернет-агрегаторы типа Гугла, которые являются передаточным звеном между рекламодателем и сайтами. Рано или поздно ведущим медиаресурсам удастся договориться с агрегаторами, чтобы получать часть их сверхприбылей.

"Однако не будем забывать и о СМИ, живущих не на самоокупаемости, а существующих за счет дотаций от фондов, как "Новая газета", от налогов, как Би-би-си, или за счет олигархов или всяческих теневых схем", — добавил Бочарский. Такие медиа, по его мнению, претерпят гораздо меньше изменений, поскольку их не будет вынуждать к этому необходимость конкурировать с соперниками экономически.