На НТВ состоялась очередная странная премьера. Еще недавно мы недоумевали по поводу "программы партизанского юмора" под названием "Чета Пиночетов". Теперь же канал представил ток-шоу "НТВшники", анонсированное как арена острых дискуссий. Впрочем, первая дискуссия, собравшая в студии всех звезд нашего экранного юмора — от Галкина до Цекало, получилась не столько острой, сколько попросту скандальной.
Удивительная ситуация: узнать что-либо о новинке до дня премьеры программы, 11 декабря, было невозможно. Официальный сайт телеканала молчал — как тот самый партизан, с юмором которого три недели назад нас познакомило НТВ. Был, правда, на этом интернет-ресурсе минутный ролик-анонс с нарезкой наиболее ярких моментов дебютного выпуска "НТВшников". Как следовало из трейлера, программа получилась скандальной, бессмысленной и хаотичной — в духе большинства последних проектов канала. Забегая вперед, скажем, что первое впечатление не обмануло. Кроме того, своеобразную рекламу новинке организовал Максим Галкин — гость первого выпуска "НТВшников". В интервью одному популярному в народе печатному изданию он рассказал о своем участии в ток-шоу и даже сделал несколько громких заявлений. В частности, господин Галкин сообщил: в ходе состоявшейся дискуссии он "был резок" и "наехал танком" на телевизионный юмор (о котором, собственно, и шла речь в премьерном выпуске "НТВшников").
Никаких других материалов, посвященных новому шоу, обнаружить не удалось. Медиапространство безмолвствовало. Ни тебе официальных пресс-релизов с разъяснением концепции (пусть даже выполненных в той издевательской манере, в которой были написаны пиар-заманухи для "Четы Пиночетов"), ни комментариев или интервью создателей передачи. Словом — ничего, что могло бы пролить свет на тайну появления в эфире НТВ загадочной новинки. Как выяснилось чуть позже, скрывать-то было и нечего. В "НТВшниках" не обнаружилось ни смысла, ни концепции. Правда, можно сказать, что последняя в программе все же присутствует. И заключается в следующем: звезды телеэкрана приходят в студию, дабы пособачиться друг с другом и выпустить пар.
Первый эфир собрал в студии настоящий медийный "дрим-тим". Помимо тележурналиста Антона Хрекова, выступавшего в качестве модератора дискуссии, зрители НТВ увидели Максима Галкина, Александра Цекало, Игоря Угольникова, Александра Маслякова-мл., Юлия Гусмана, Геннадия Хазанова, телеведущего и сценариста Михаила Марфина, а также кавээнщиков Евгения Никишина и Сергея Писаренко. В общем — не просто парад звезд, а вавилонское смешение эпох, форматов и (что самое удивительное по нынешним временам) так называемых лиц каналов. Действительно: где еще, скажите, сегодня вы увидите в одной студии Цекало и Галкина — людей, символизирующих Алую и Белую Розу, два смертельно враждующих телевизионных лагеря? Участвовали в этой экранной битве титанов и представители самого НТВ. В качестве последних на шоу были делегированы Сергей Жигунов (ведущий проекта "Суперстар"), Николай Картозия (руководитель праймового вещания канала, один из продюсеров "Пиночетов" и собственно автор идеи описываемой новинки) и Александр Беляев, отвечающий на данной кнопке за прогноз погоды.
Опустим вопрос о том, почему программа, названная "НТВшники" и, судя по всему, задуманная как этакий дискуссионный клуб исключительно для своих, столь широко открыла двери. Больно уж занятным получилось содержание беседы. В минувшую пятницу перечисленные выше господа дискутировали на тему "Над чем смеется Россия". То есть обсуждали наш телевизионный юмор, его интеллектуально-эстетические и нравственные красоты. Дело, скажем прямо, не самое новое. В течение последних лет десяти представители так называемой просвещенной общественности только и занимались тем, что оплевали Петросяна с "Аншлагом" и пришедших им на смену "гламурных подонков". Впрочем, никаких содержательных дискуссий от нынешнего НТВ ждать не стоит. Это стало ясно еще тогда, когда в эфире канала появилось крикливое ток-шоу "Честный понедельник". Кстати, начало программы "НТВшники" напомнило самый первый выпуск передачи с Минаевым. В том "Понедельнике" шла речь о молодом человеке, потерявшем в осетинской войне друга (которого убили коварные грузины) и объявившем после этого бойкот всем товарам из Грузии.
В пятницу мы услышали не менее удивительную историю. А именно рассказ о некоем добром молодце из солнечной Кубани, обидевшемся на кавээнщиков и подавшем на них в суд. Простого труженика возмутила невинная сценка про обычную русскую девушку, которая не приходит вовремя домой из-за недельного клубно-дискотечного загула, и ее осетинскую сверстницу, задерживающуюся всего на минуту из-за опоздания на маршрутку. Судя по всему, нашего героя (в анамнезе у него, как выяснилось, подача исков, в качестве ответчиков по коим выступали президент и генпрокурор) задел определенный националистический подтекст номера. Однако звездные гости ток-шоу не стали особенно усердно вникать в логику поведения кубанского патриота. Еще бы: у них были свои обиды на коллег по цеху.
Геннадий Хазанов, например, едва дослушав историю кубанского чудака, в сто первый раз начал рассуждать о падении нравов на российском ТВ. Масляков-младший, с лица которого ни на секунду не сходила улыбка, деликатно защищал кавээнщиков и вообще являл собой образец доброжелательности и учтивости. Правда, внешняя приветливость не спасла его от агрессивных нападок Галкина, бывшего в тот вечер не просто резким, а прямо-таки беспощадным. Обращаясь к Маслякову, известный пародист заявил: он "не готов вступать в полемику с человеком, который в своей жизни ничего не сделал, кроме того, что унаследовал фамилию отца", и назвал Александра слабым телеведущим. После этих слов наивно-детская улыбка на некоторое время исчезла с лица наследника главного кавээнщика страны.
А Максим все продолжал язвить. Досталось от него и "Большой разнице", даровитому детищу Цекало. Галкин поведал нам: он лично был очевидцем того, как участники этой пародийной программы Первого канала, выступавшие перед живой публикой в Барвихе, не смогли толком развеселить людей. Цекало в долгу не остался и начал рассуждать о том, что Галкин, мол, уже давно никакой не артист разговорного жанра, потому как теперь мы чаще видим его лишь в качестве ведущего всяких "Танцев со звездами". Атмосфера в студии накалялась. Кончилось все тем, что Хазанов, оттесненный на задний план и явно не желавший мириться с этим, встал со своего места, произнес пару фраз о невозможности присутствовать при сведении счетов и направился к выходу. Далее последовал настоящий мини-спектакль с почти что слезным умаливанием Геннадия Викторовича остаться, дружным скандированием "Просим, просим!", бурными аплодисментами и финальной счастливой улыбкой на устах "виновника торжества".
Когда мэтр эстрадной сатиры вернулся на свое место, Сергей Жигунов принялся унимать злоязыкого Галкина. И в ответ на миротворческие призывы звезды сериала о прекрасной няне Максим произнес эпохальную фразу: "Я 15 лет был добрым! Дайте расчехлить мой злобный гранатомет!" Все, что последовало далее — на редкость бестолковое обсуждение гонораров телевизионных юмористов и перспектив введения цензуры, интервью с женщиной, 40 лет смотрящей одного лишь Петросяна и ценящей его за "тонкий юмор", — можно смело пропустить. Под занавес виновато улыбающийся Хреков окончательно потерял контроль над ходом, с позволения сказать, дискуссии. Когда ведущий обратился к гостям с пафосным вопросом на тему: "Что же будет с юмором и с нами?" — те начали дружно заливаться истерическим хохотом.
Но и это было еще не все. В послесловии к премьерному выпуску проекта его авторы решили пропиарить "Чету Пиночетов", выходившую в эфир сразу после "НТВшников". У гостей дискуссионной передачи поинтересовались, что те думают об одиозной "программе партизанского юмора". И здесь настал звездный час Юлия Гусмана. Он посоветовал создателям "Пиночетов" избавиться от нынешнего названия проекта и найти новых сценаристов, а затем вспомнил замечательную народную мудрость: "Если в публичном доме перестают появляться посетители, надо менять не мебель, а б..дей". Лучшего финала для этого злого и безумного цирка и не придумаешь.
Кстати, в следующий раз, 20 декабря, "НТВшники" подискутируют на тему "Сталин с нами!". Судя по анонсу, в котором дирижабль с кроваво-алым портретом вождя (привет Михалкову) пролетает над Москвой под зловещий закадровый рык "Он вернется!", это будет нечто. Ф