Медиановости

16 декабря 2009 14:18

Формат нового ток-шоу "НТВэшники" оказался востребованным у зрителей

На НТВ очередная премьера. В пятницу вечером здесь появилось новое ток-шоу с броским названием "НТВэшники". Сам формат ток-шоу сегодня на отечественном телевидении стал чуть ли не раритетом. Пожалуй, единственным в чистом жанре существующим ток-шоу остается программа "Пусть говорят" на "Первом канале".

К этому ток-шоу можно по-разному относиться. В большинстве случаев и сама выбранная тема, и градус ее обсуждения, адекватность приглашенных гостей и экспертов могут вызывать самые полярные точки зрения. Но все ингредиенты приготовления ток-шоу в "Пусть говорят" фактически безукоризненны. В центре темы, как правило, конфликт, и в студии стороны, его представляющие; в обсуждении участвуют приглашенные эксперты, студия со зрителями тоже задействована, а главное, что управляет всем этим процессом в "Пусть говорят" (конечно, назвать происходящее в программе дискуссией иногда язык не поворачивается) профессиональный модератор Андрей Малахов. За годы пребывания в качестве ведущего ток-шоу он научился делать свою работу почти всегда мастерски.

Кстати, прошлая неделя для "Пусть говорят" была весьма показательной: при всей своей неоднозначности она востребована зрителями. То, что у нее высокие рейтинги, неудивительно. Но чтобы все пять выпусков этого ток-шоу попали в десятку (первое, третье, пятое, шестое, восьмое места) самых популярных проектов теленедели, да еще в Москве, такое припомнить трудно!

В четверг темой программы Андрея Малахова стала трагедия в Перми: этот выпуск получил самые высокие показатели в столице (доля — 26,4% и рейтинг — 8,9%) и занял третье место у зрителей в других городах страны (доля 25,3%, но рейтинг — 10,2%). Получается, что примерно каждый десятый житель страны в четверг смотрел ток-шоу "Пусть говорят".

Показательны были не только высокие рейтинги, но и востребованность самого формата ток-шоу. Зрители, похоже, не делали для себя особых отличий, что именно обсуждалось в программе: взрыв "Невского экспресса" и пожар в Перми, унесшие сотни человеческих жизней. Или история женщины, у которой украли усыновленного ребенка, а сделала это внезапно объявившаяся мать. Или история про бабушку, посылающую на кладбище своих внуков просить милостыню и потом пропивающую эти деньги. А в пятницу в "Пусть говорят" вспоминали Вячеслава Тихонова, при этом в студии сидели все члены семьи актера и самые известные актрисы страны, которые снимались с ним в разные годы. И это тоже не может не удивлять. Получается, что доверие к программе по-прежнему существует, несмотря на множество звучащих в ее адрес осуждений. А количество людей, смотревших на прошлой неделе каждый вечер все выпуски "Пусть говорят" на "Первом канале", было примерно одинаковым — в среднем около 25% телевизионной аудитории.

Идея появления формата нового ток-шоу на нынешнем НТВ тоже оказалась востребованной у зрителей. И сама идея, и выбранное время — разгар пятничного вечера (с 20.00 до 21.00) — весьма выигрышные. И рейтинги были достаточно заметными. В Москве доля 16,2% с рейтингом около 6%. По стране еще выше: доля 16,8% с рейтингом 6,6%.

Показатели ток-шоу "НТВэшники" оказались даже выше, чем традиционно популярный проект канала "Суперстар" с Валерием Леонтьевым. Эту программу канал раскручивал очень активно, но в итоге доля в Москве всего 13,8%, по стране — 16,1%. Этот фильм-концерт "Книга судьбы" получился менее ярким (при всей уникальности Валерия Леонтьева) и не столь динамичным, как, например, аналогичный проект того же Вадима Такменева, посвященный судьбе Ирины Аллегровой (здесь доля была за 20%).

Впрочем, высокие цифры рейтингов ток-шоу "НТВэшники" не затмили проблем этой премьеры.

Тема для обсуждения была сформулирована так: "Над чем смеется Россия?" В студию пригласили известных юмористов, работавших в этом жанре в разные годы и в разных, как теперь принято говорить, форматах: Геннадий Хазанов, Юлий Гусман, Игорь Угольников, Михаил Марфин, Максим Галкин... Кроме того, в студии были три представителя НТВ (отсюда, собственно, и название программы): Николай Картозия, который руководит на канале праймовым вещанием, в том числе и этой программой, а также профессор Александр Беляев, который читает прогноз погоды, и Сергей Жигунов — он ведет сейчас на НТВ программу "Легенды видео" (двух последних, конечно, энтэвэшниками в полном смысле слова можно назвать с натяжкой, особенно господина Жигунова). Но пока сама роль тех, кто работает на НТВ, в первом выпуске ток-шоу была ясна не до конца. То они задавали тон дискуссии, то пытались спорить, причем со всеми сразу, а порой просто брали на себя роль ведущих программы. Реальный же ведущий "НТВэшников" Антон Хреков, безусловно, наделен обаянием, неплохо держится в кадре. Но одно дело — вести программу "Главный герой", представляя репортажи, и быть одним из авторов, и совсем другое — быть ведущим ток-шоу с большим количеством участников. С первой попытки амплуа модератора Антону Хрекову освоить не удалось.

Но эта проблема была не столь заметная, как, например, монтаж, который сыграл с "НТВэшниками" злую шутку. Местами программа просто разваливалась на куски и отдельные реплики приглашенных гостей. Не спасал даже Максим Галкин, хотя его выступление стало фактически главным эксклюзивом "НТВэшников". Безусловно, артист Галкин задавал тон программе, постоянно на кого-то нападал, иногда срываясь на откровенное хамство, видимо устав от постоянных насмешек в свой адрес на "Первом канале". Но суть этих нападок и попытки обсуждения темы с разных ракурсов куда-то растворялись в смонтированной словно наспех программе. А вместе с ними терялась и драматургия ток-шоу. Доходило до курьезов.

Представленный в начале программы как гость Игорь Угольников за весь час, пока "НТВэшники" шли в эфире, не сказал ни слова. Более того, в конце программы на месте, где он сидел в кадре, мелькнул уже совершенно другой гость, которого зрителям так и не представили. Как он там оказался и куда при этом делся господин Угольников, так и осталось неясным.

Впрочем, то, что первый выпуск получился совсем "сырым", еще не так страшно. Сама идея проекта пока скорее внушает оптимизм. Уже следующий выпуск ток-шоу будет точно ждать резонанс. Он выйдет не в пятницу, а в разгар воскресного вечера, после 20.00, и наверняка соберет у телеэкрана большое количество зрителей. Темой для обсуждения станет Иосиф Сталин, 130-летие которого будет отмечаться 21 декабря. Среди гостей выпуска "Сталин с нами!", в частности, будет лидер КПРФ Геннадий Зюганов, а НТВ будут представлять Алексей Пивоваров, Владимир Кондратьев и Леонид Парфенов. Вот уж этих троих действительно в полном смысле слова можно назвать энтэвэшниками.

Рассказывают, что когда проект "НТВэшники" только задумывался, для участия в нем хотели приглашать не только тех, кто сейчас работает на НТВ, но и тех, кто когда-то здесь работал и по разным причинам после разгрома НТВ в 2001 году покинул канал. Говорили, что в эфире "НТВэшников" могут появиться и Евгений Киселев, и Светлана Сорокина. Неизвестно, произойдет это или нет, но вот Леонида Парфенова для участия в "НТВэшниках" пригласили. Это фактически его первое появление в программе НТВ после того, как в 2004 году на канале была закрыта программа "Намедни".

Любопытно, как сложится конкуренция в этот воскресный вечер. Ведь "НТВэшники" 20 декабря с обсуждением темы Сталина "перекроют" эфир двух главных итоговых программ на государственных каналах — в это же время на "России" будут идти "Вести недели", а на "Первом" — "Воскресное "Время"".

Впрочем, конкуренции на нынешнем НТВ, похоже, уж точно не боятся. Даже если программные эксперименты иногда и напоминают хаос. Но нельзя не отметить, что порой на месте прижившийся на НТВ криминально-скандальной тематики срабатывают вещи совсем иного толка. "Телелидеры" уже писали об успехе научно-популярных фильмов Павла Лобкова. А 4 декабря, и тоже в разгар пятничного вечера, большое количество зрителей собрал новый фильм Алексея Пивоварова "Москва. Осень. 41-й", посвященный самым драматичным событиям обороны столицы. Это уже вторая за год масштабная документальная работа Пивоварова, посвященная теме войны. Фильм "Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова", который вышел на НТВ в феврале, вызвал тогда большой резонанс и имел высокий рейтинг.

Фильм о военной Москве 41-го был сделан в совсем иной стилистике и рассчитан скорее на более широкий зрительский отклик. Здесь, возможно, нет того нерва и драматизма, который был в "Ржеве...", что объяснимо разницей этих эпизодов войны, но рассказы тех, кто жил осенью 41-го в Москве, не менее эмоциональны, чем воспоминания тех, кто попал в страшное окружение под Ржевом. Есть разница и в режиссерской работе.

В фильме про оборону Москвы Алексей Пивоваров собрал большое количество фактов, слухов, легенд и ярких эпизодов того времени. О многих из них было хорошо известно, а какие-то рассказаны впервые. Через предметы того времени и благодаря реконструкции событий автор во многом сумел передать атмосферу тех военных лет. Но вот чтобы сделать этот фильм одинаково увлекательным и динамичным на протяжении всех полутора часов, пока он шел в эфире, как раз не хватало сильной режиссерской руки.

Но, как и в случае с "Ржевом...", показатели фильма "Москва. Осень. 41-й" были высокими. По стране доля — 18%, рейтинг — 6,7%, в столице еще выше — 20,7% с рейтингом 7,1%.

Тема войны для Алексея Пивоварова стала одной из самых важных в его работах. Похоже, оценили это и зрители НТВ, которые раньше все больше смотрели по пятницам криминальные программы НТВ "Чрезвычайное происшествие" или "Следствие вели..." с Леонидом Каневским. Ъ