Медиановости

23 декабря 2009 13:08

В Москве открылась выставка, посвященная рекламным постерам XIX-XX веков

В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка "Английский постер конца XIX — первых десятилетий XX века". Собрание, доставшееся ГМИИ от закрытого в 1948 году Государственного музея нового западного искусства, изучала обозреватель "Ъ".

Поначалу удивляешься: странно, что на родине Уильяма Морриса, собиравшегося нести высокое искусство в дом каждого шахтера, рекламный дизайн не достиг особых высот. И его не сравнить с французской афишей времен Тулуз-Лотрека или советским плакатом времен Родченко и Эля Лисицкого. Первые шаги английского постера в 1890-е производят удручающее впечатление. И поклонник Оскара Уайльда эстет Обри Бердсли с рекламой книжных серий, и сподвижник Уильяма Морриса социалист Уолтер Крейн с рекламой шампанского Hau, кажется, откровенно скучают, занимаясь этой сугубо прикладной графикой. У обоих обязательно присутствует томная дева, только у Крейна она пухленькая и розовощекая (видимо, от употребления шампанского), а у Бердсли — плоская и черно-белая (это, похоже, от чтения). Кажется, только в политическом постере с вечным Джоном Буллем в главной роли проявляется нечто оригинальное, связанное со славной национальной традицией карикатуры.

И все же в XX веке Англия, словно вспомнив, что она также родина мировой промышленной революции, взялась за рекламу, двигатель прогресса, всерьез. И здесь у практичных англичан на первый план вышел не художник, а начальник рекламного отдела. Такой, как Фрэнк Пик, с 1906 года вплоть до начала второй мировой заведовавший рекламной службой лондонской подземки, а потом и всего общественного транспорта британской столицы. Человек, которого главный искусствовед Соединенного Королевства Николаус Певзнер провозгласил "величайшим покровителем искусств нашего века". На счету Фрэнка Пика и бессмертная эмблема "tube" и дизайн шрифтов, не менявшиеся с конца 1910-х, и гениальная рекламная кампания, идеями которой весь мир пользуется по сей день.

Анна Толстова