Медиановости

23 декабря 2009 15:26

Рассмотрение иска к "Солдатским матерям" и сайту "Конкретно.Ру" отложено до января

Следующее заседание по рассмотрению иска следователя военно-следственного отдела по Санкт-Петербургскому гарнизону Юрия Томея к "Солдатским матерям" и сайту "Конкретно.Ру" (информационный департамент "Оперативное прикрытие") назначено на 9.30 21 января 2010 года.

Юрий Томей обратился в суд за "опровержением порочащих военную систему сведений и за компенсацией морального вреда" после публикации на сайте "Конкретно.Ру" истории бывшего военнослужащего Андрея Семенова. Как рассказали сотрудники "Солдатских матерей" журналистам сайта, Юрий Томей требовал у Семенова подписать обязательство о явке в ту самую часть, где того избивали и из которой он вынужден был бежать. При этом следователь якобы матерился и давил на солдата — именно это утверждение Томей и посчитал для себя оскорбительным. От сайта и правозащитников он потребовал 154 тысячи рублей (платить они должны пополам) — по тысяче за каждый просмотр страницы со статьей. Интересно, что сейчас число просмотров уже перевалило за три сотни, но Томей не изменил исковых требований.

Отметим, что в результате того визита к следователю мама Андрея Семенова была госпитализирована — ей пришлось вызывать скорую прямо в военно-следственный отдел. При этом обязательство о явке в часть Андрей подписал, но не исполнил его — и сейчас комиссован по здоровью.

На заседании в Куйбышевском районном суде 23 декабря выступали свидетели с обеих сторон: четыре сотрудника военно-следственного отдела, а также три свидетеля и два представителя со стороны ответчика. Свидетели стороны истца дружно уверяли, что Юрий Томей — образцово-показательный следователь и с Семеновым разговаривал исключительно вежливо. Свидетели ответчика — сам Андрей Семенов, его мама, еще один их знакомый, а также адвокаты "Солдатских матерей" Виктор Андреев и Александра Гудименко, присутствовавшие при описываемых событиях, — представили суду полностью противоположный портрет следователя.

Кому верить в большей степени, будет решать судья Васильева, которая предлагала сторонам поискать возможность мирового соглашения.

"Единственное, о чем можно было бы поговорить при рассмотрении мирового соглашения, — это о возможности предоставить следователю право на ответ. Разместить на том же сайте статью с изложением его точки зрения", — полагает Виктор Андреев.

Однако Кирилл Метелев, генеральный директор информационного департамента "Оперативное прикрытие", также участвующий в процессе, сообщил корреспонденту Лениздат.Ру, что вряд ли пойдет на это: "Дело в том, что Юрий Томей, видимо, до сих пор ни разу не сталкивался со СМИ и у него нет понимания, что такое честь и достоинство в юридическом смысле, в чем это выражается — и как требовать их восстановления. Во всяком случае, мне так кажется".

Самый оптимальный выход из сложившейся ситуации для Томея, по мнению Метелева, — разойтись миром, то есть отказаться от иска. Об этом гендиректор "Оперативного прикрытия" сказал следователю. В противном случае Метелев расценивает шансы Томея как очень небольшие.

"Факты, изложенные в статье, я думаю, подтвердятся, потому что свидетели истца — они, конечно, бравые ребята, но об оспариваемой ситуации мало что знают, так как оказались на месте уже тогда, когда матери Семенова стало плохо и ей вызвали скорую, — пояснил Кирилл Метелев. — Кроме того, если основываться на лексических нормах русского языка, то словами, к которым он предъявляет требования, никакого урона чести и достоинству нанесено не было. Далее, то, что "Солдатские матери" разослали пресс-релиз — абсолютно нормальная история, и мы дословно цитировали слова оттуда. Нам сегодня задали вопрос: должны ли мы были изучать или подтверждать изложенные в нем факты. Конечно, нет, это бред полный. Мы ведь не следственные органы, мы не должны перепроверять пресс-релизы, так же как и сообщения информагентств. Поэтому наша позиция четкая: мы лишь предали огласке то, что структура посчитала возможным распространить".

Что касается служебного расследования, которое якобы обнаружило, что Томей ничего плохого не сделал, — то оно, по мнению гендиректора "Оперативного прикрытия", вызывает вопросы, потому что проверку проводила структура, в которой он работает. "А система своих, как известно, не выдает", — добавил он.

По словам Метелева, 6 декабря на сайте "Конкретно.Ру" был размещен материал, где написано об этой проверке и ее результатах. "Поэтому, — отметил Метелев, — фактически мы уже предоставили следователю право на ответ. Так что, я считаю, мы отработали абсолютно правильно в правовом поле и никаких претензий к изданию, кроме оскорбленного самолюбия, быть не может". Гендиректор "Оперативного прикрытия" заметил, что, наверное, надо не доводить людей до того, чтобы им скорую вызывали, — тогда и подобных публикаций не будет.