Мобильный интернет-доступ стал драйвером роста для операторов "большой тройки" в уходящем 2009 году. Пока операторы фиксированной связи подключали к Интернету регионы, не подкрепляя этот процесс по-настоящему масштабным строительством инфраструктуры, рынки Москвы и Петербурга из-за высокого уровня проникновения услуги ШПД значительного роста этого сегмента рынка не показали. Сотовые компании и операторы мобильного WiMAX, в первую очередь Yota, в 2009 году, напротив, сумели так разогреть рынок мобильного Интернета, что в отдельных регионах перешли к прямой конкуренции с фиксированными сетями, пишет РБК Daily.
На "круглом столе", организованном РБК daily совместно с ИАА "Неделя сотовых технологий", представители сотовых компаний пришли к выводу, что на российском рынке сложилась уникальная для продвижения мобильного Интернета ситуация, когда сотовый оператор может претендовать на первичное подключение абонента. Европейский сценарий, согласно которому продажи мобильного ШПД начинаются только после того, как на территории достигнут почти 100-процентный охват силами фиксированных интернет-провайдеров, в России не работает. Разумеется, в больших городах сотовым операторам приходится играть по правилам "развитого ШПД" и подключать пользователей, заинтересованных как раз в мобильном доступе. Пока в обеих столицах таких абонентов достаточно.
По данным ИАА "Неделя сотовых технологий", на начало декабря в Петербурге и Ленинградской области насчитывалось порядка 580 тыс. держателей USB-модемов, поддерживающих передачу данных в сетях "большой тройки" или "Скай Линка", еще 70 тыс. абонентов пользовались модемами с поддержкой WiMAX, работающими в сети Yota. Для сравнения: в Петербурге всего 1 млн 200 тыс. домохозяйств имеют выход в Интернет — и аналитики уже говорят о том, что местный ШПД-рынок близок к насыщению. По прогнозам агентства, в 2010 году количество подключений в сегменте мобильного доступа в три-четыре раза превысит показатели по новым подключениям в городских фиксированных сетях ШПД.
В структуре доходов сотовых операторов доля интернет-доступа растет и постепенно выходит на первое место в сегменте дополнительных услуг (VAS). Так, в петербургском "МегаФоне" зафиксировали пятикратное увеличение потребления 3G-трафика в течение года. В итоге в начале осени в структуре VAS-услуг доля доходов от передачи данных достигла 32%, SMS с долей 30% оказались на второй позиции. Как сообщили в МТС, выручка от передачи данных в третьем квартале 2009 выросла на 51% по отношению к показателям годичной давности, а в общем объеме доходов от VAS-услуг на мобильный интернет-доступ пришлось 27%. Ценовая конкуренция в Петербурге достигла своего пика в конце осени, когда МТС и "Билайн" снизили цены на условно безлимитных тарифах до 349 и 195 руб. в месяц, доведя стоимость интернет-доступа до уровня цен в сетях проводных провайдеров.
В Москве "большая тройка" только осваивает сегмент мобильного ШПД, куда ранее уже вышли Yota, "Комстар" и "Скай Линк". Следовательно, ценовая конкуренция на столичном рынке обострится уже в ближайшие месяцы. В регионах у операторов мобильной связи еще больше возможностей, так как из-за недостаточного развития проводных сетей их тарифы на мобильный ШПД ни условиями, ни ценой не уступают проводному доступу. В перспективе сети LTE позволят обеспечить достаточно высокую скорость, что, по утверждению сотовых операторов, отнимет у фиксированных провайдеров их последнее преимущество.
"Билайн", выступающий в Петербурге и СЗФО оператором как фиксированного, так и мобильного доступа, настроен по отношению к проводному Интернету менее категорично. "Пока что это разные сегменты рынка, — говорит директор по маркетингу Северо-Западного региона ОАО "ВымпелКом" Юрий Смагаринский. — В городах, где развит фиксированный ШПД, например в Петербурге, пользователям домашнего Интернета нужна высокая скорость доступа. Мы видим, что у нас растут продажи на тарифах со скоростью 7 и 10 Мб/с. Сейчас фиксированный ШПД идет впереди мобильного как раз по этому показателю. В городах, где сети фиксированного ШПД не развиты, мы замечаем резкий всплеск подключений по технологии мобильного доступа. В свое время то же самое происходило при запуске EDGE".
Эксперты четко разграничивают специфику региональных и столичных рынков. По словам г-на Смагаринского, в регионах, где проводные интернет-провайдеры не в состоянии предложить высокие скорости, конкуренция между мобильным и фиксированным доступом действительно остра: так, 3G-оператор в условиях незагруженной сети может обеспечить абоненту скорость сразу на уровне 2—3 Мб/с. Еще одна характерная черта регионального рынка — повышенный спрос. Набрав 250 тыс. пользователей в Москве, Петербурге и Уфе, в компании Yota не рассчитывали, что темпы подключения на новых рынках (в Сочи и Краснодаре) окажутся стремительнее. За первую неделю тестовой эксплуатации в Краснодаре подключилось столько же абонентов, сколько удалось привлечь в Уфе за первый месяц после запуска, рассказали в пресс-службе оператора.
В то же время в больших городах операторы мобильного доступа, пожалуй, за исключением сети Yota, у которой количество потребляемого трафика ничем не ограничено, вынуждены ориентироваться на определенные группы пользователей. В основном это так называемые "полевые" абоненты, которые выходят в сеть при помощи портативных ПК вне дома или офиса. По словам первого замдиректора филиала "МегаФон Северо-Запад" Петра Акульшина, в месяц они расходуют не более 1—2 Гб трафика. Он убежден, что большинству интернет-пользователей этого объема было бы достаточно, так как доля активно "качающих" абонентов в любой сети не превышает 10%. Значит, эти "умеренные" пользователи могли бы переходить на мобильный Интернет и у себя дома. Однако практика сетей фиксированного ШПД, где скорость доступа стартует от 5—6 Мб/с, показывает, что сегодня абонент проводного Интернета в среднем потребляет от 4—7 Гб трафика в месяц. Напомним, что реально достижимая скорость 3G-интернета при существующей в Москве или Петербурге нагрузке на сеть не превышает 512 кб/с — 1 Мб/с по направлению к абоненту, что само по себе затрудняет процесс загрузки "тяжелых" файлов.
Мобильные операторы и не стремятся ввязываться сейчас в открытую конкуренцию с проводными сетями. Для этого потребовалось, например, пойти на раздачу модемов, запустить полноценную безлимитку, гарантировать высокую скорость. "Мы вынуждены соблюдать баланс между допустимой нагрузкой на сеть и количеством новых подключений. Если число пользователей будет расти лавинообразно, как и потребляемый трафик, то у оператора быстро забьются каналы, начнутся проблемы при предоставлении услуги", — пояснил генеральный директор "Скай Линк — Северо-Запад" Николай Деменчук. Тем не менее в регионах представители сотовых операторов высоко оценивают свои шансы в конкуренции с проводными сетями. "Я думаю, что где-то мы сможем обогнать операторов фиксированного ШПД — все зависит от конкретного региона. 2010 год станет показательным, так как будем выходить в удаленные районы. Прецеденты, когда мобильный Интернет появился в населенном пункте раньше фиксированного, уже созданы", — отметил Петр Акульшин.
Пока что развертывание сетей четвертого поколения слишком далеко от коммерческой эксплуатации и не будет влиять не текущую ситуацию мобильного интернет-доступа, говорят участники "круглого стола". При этом петербургские представители "большой тройки" не согласились с тем, что планы по развертыванию сетей LTE, возможность построения которых обсуждается два последних месяца, повлияют на сроки и объемы запуска 3G. По мнению г-на Акульшина, в случае положительного решения госрегулятора расчистка широкой полосы в подходящем частотном диапазоне продлится как минимум до 2012—2015 годов, и это будет уже отдельный бизнес-кейс, участие в котором не снимает с операторов ответственность за реализацию проекта по 3G-сетям. "Ключевое направление развития мобильной связи и мобильного широкополосного доступа в сети МТС — это эволюция от 2G к 3G (включая HSPA+), затем — к LTE и IMT-Advanced. Компания заинтересована в развитии технологии LTE в среднесрочной перспективе", — подчеркнул директор филиала "Северо-Запад" ОАО "МТС" Иван Золочевский.