Медиановости

23 декабря 2009 17:56

Выручка от мобильного интернета в 2009 году росла быстрее в сегменте допуслуг сотовых операторов

Мобильный интернет-доступ стал драйвером роста для операторов "большой тройки" в уходящем 2009 году. Пока операторы фиксированной связи подключали к Интернету регионы, не подкрепляя этот процесс по-настоящему масштабным строительством инфраструктуры, рынки Моск­вы и Петербурга из-за высокого уровня проникновения услуги ШПД значительного роста этого сегмента рынка не показали. Сотовые компании и операторы мобильного WiMAX, в первую очередь Yota, в 2009 году, напротив, сумели так разогреть рынок мобильного Интернета, что в отдельных регионах перешли к прямой конкуренции с фиксированными сетями, пишет РБК Daily.

На "круглом столе", организованном РБК daily совместно с ИАА "Неделя сотовых технологий", представители сотовых компаний пришли к выводу, что на российском рынке сложилась уникальная для продвижения мобильного Интернета ситуация, когда сотовый оператор может претендовать на первичное подключение абонента. Евро­пейский сценарий, согласно которому продажи мобильного ШПД начинаются только после того, как на территории достигнут почти 100-процентный охват силами фиксированных интернет-провайдеров, в России не работает. Разумеется, в больших городах сотовым операторам приходится играть по правилам "развитого ШПД" и подключать пользователей, заинтересованных как раз в мобильном доступе. Пока в обеих столицах таких абонентов достаточно.

По данным ИАА "Неделя сотовых технологий", на начало декабря в Петербурге и Ленинградской области насчитывалось порядка 580 тыс. держателей USB-модемов, поддерживающих передачу данных в сетях "большой тройки" или "Скай Линка", еще 70 тыс. абонентов пользовались модемами с поддержкой WiMAX, работающими в сети Yota. Для сравнения: в Петербурге всего 1 млн 200 тыс. домохозяйств имеют выход в Интернет — и аналитики уже говорят о том, что местный ШПД-рынок близок к насыщению. По прогнозам агентства, в 2010 году количество подключений в сегменте мобильного доступа в три-четыре раза превысит показатели по новым подключениям в городских фиксированных сетях ШПД.

В структуре доходов сотовых операторов доля интернет-дос­тупа растет и постепенно выходит на первое место в сегменте дополнительных услуг (VAS). Так, в петербургском "МегаФоне" зафиксировали пятикратное увеличение потребления 3G-тра­фика в течение года. В итоге в начале осени в структуре VAS-услуг доля доходов от передачи данных достигла 32%, SMS с долей 30% оказались на второй позиции. Как сообщили в МТС, выручка от передачи данных в третьем квартале 2009 выросла на 51% по отношению к показателям годичной давности, а в общем объеме доходов от VAS-услуг на мобильный интернет-доступ пришлось 27%. Ценовая конкуренция в Петербурге достигла своего пика в конце осени, когда МТС и "Билайн" снизили цены на условно безлимитных тарифах до 349 и 195 руб. в месяц, доведя стоимость интернет-доступа до уровня цен в сетях проводных провайдеров.

В Москве "большая тройка" только осваивает сегмент мобильного ШПД, куда ранее уже вышли Yota, "Комстар" и "Скай Линк". Следовательно, ценовая конкуренция на столичном рынке обострится уже в ближайшие месяцы. В регионах у операторов мобильной связи еще больше возможностей, так как из-за недостаточного развития проводных сетей их тарифы на мобильный ШПД ни условиями, ни ценой не уступают проводному доступу. В перспективе сети LTE позволят обеспечить достаточно высокую скорость, что, по утверждению сотовых операторов, отнимет у фиксированных провайдеров их последнее преимущество.

"Билайн", выступающий в Петербурге и СЗФО оператором как фиксированного, так и мобильного доступа, настроен по отношению к проводному Интернету менее категорично. "Пока что это разные сегменты рынка, — говорит директор по маркетингу Северо-Западного региона ОАО "ВымпелКом" Юрий Смагаринский. — В городах, где развит фиксированный ШПД, например в Петербурге, пользователям домашнего Интернета нужна высокая скорость доступа. Мы видим, что у нас растут продажи на тарифах со скоростью 7 и 10 Мб/с. Сейчас фиксированный ШПД идет впереди мобильного как раз по этому показателю. В городах, где сети фиксированного ШПД не развиты, мы замечаем резкий всплеск подключений по технологии мобильного доступа. В свое время то же самое происходило при запуске EDGE".

Эксперты четко разграничивают специфику региональных и столичных рынков. По словам г-на Смагаринского, в регионах, где проводные интернет-провайдеры не в состоянии предложить высокие скорости, конкуренция между мобильным и фиксированным доступом действительно остра: так, 3G-оператор в условиях незагруженной сети может обеспечить абоненту скорость сразу на уровне 2—3 Мб/с. Еще одна характерная черта регионального рынка — повышенный спрос. Набрав 250 тыс. пользователей в Москве, Петербурге и Уфе, в компании Yota не рассчитывали, что темпы подключения на новых рынках (в Сочи и Красно­даре) окажутся стремительнее. За первую неделю тестовой эксплуатации в Красно­даре подключилось столько же абонентов, сколько удалось привлечь в Уфе за первый месяц после запуска, рассказали в пресс-службе оператора.

В то же время в больших городах операторы мобильного доступа, пожалуй, за исключением сети Yota, у которой количество потребляемого трафика ничем не ограничено, вынуждены ориентироваться на определенные группы пользователей. В основном это так называемые "полевые" абоненты, которые выходят в сеть при помощи портативных ПК вне дома или офиса. По словам первого замдиректора филиала "МегаФон Северо-Запад" Петра Акульшина, в месяц они расходуют не более 1—2 Гб трафика. Он убежден, что большинству интернет-пользователей этого объема было бы достаточно, так как доля активно "качающих" абонентов в любой сети не превышает 10%. Значит, эти "умеренные" пользователи могли бы переходить на мобильный Интернет и у себя дома. Однако практика сетей фиксированного ШПД, где скорость доступа стартует от 5—6 Мб/с, показывает, что сегодня абонент проводного Интернета в среднем потребляет от 4—7 Гб трафика в месяц. Напомним, что реально достижимая скорость 3G-интернета при существующей в Москве или Петербурге нагрузке на сеть не превышает 512 кб/с — 1 Мб/с по направлению к абоненту, что само по себе затрудняет процесс загрузки "тяжелых" файлов.

Мобильные операторы и не стремятся ввязываться сейчас в открытую конкуренцию с проводными сетями. Для этого потребовалось, например, пойти на раздачу модемов, запустить полноценную безлимитку, гарантировать высокую скорость. "Мы вынуждены соблюдать баланс между допустимой нагрузкой на сеть и количеством новых подключений. Если число пользователей будет расти лавинообразно, как и потребляемый трафик, то у оператора быстро забьются каналы, начнутся проблемы при предоставлении услуги", — пояснил генеральный директор "Скай Линк — Северо-Запад" Николай Деменчук. Тем не менее в регионах представители сотовых операторов высоко оценивают свои шансы в конкуренции с проводными сетями. "Я думаю, что где-то мы сможем обогнать операторов фиксированного ШПД — все зависит от конкретного региона. 2010 год станет показательным, так как будем выходить в удаленные районы. Прецеденты, когда мобильный Интернет появился в населенном пункте раньше фиксированного, уже созданы", — отметил Петр Акульшин.

Пока что развертывание сетей четвертого поколения слишком далеко от коммерческой эксплуатации и не будет влиять не текущую ситуацию мобильного интернет-доступа, говорят участники "круглого стола". При этом петербургские представители "большой тройки" не согласились с тем, что планы по развертыванию сетей LTE, возможность построения которых обсуждается два последних месяца, повлияют на сроки и объемы запуска 3G. По мнению г-на Акульшина, в случае положительного решения госрегулятора расчистка широкой полосы в подходящем частотном диапазоне продлится как минимум до 2012—2015 годов, и это будет уже отдельный бизнес-кейс, участие в котором не снимает с операторов ответственность за реализацию проекта по 3G-сетям. "Ключевое направление развития мобильной связи и мобильного широкополосного доступа в сети МТС — это эволюция от 2G к 3G (включая HSPA+), затем — к LTE и IMT-Advanced. Компания заинтересована в развитии технологии LTE в среднесрочной перспективе", — подчеркнул директор филиала "Северо-Запад" ОАО "МТС" Иван Золочевский.

Наталья Рыжкова