Медиановости

10 января 2010 14:36

Выбить гонорар, или Как обманывают фрилансеров

В кризис после массового закрытия изданий резко возросло количество внештатных журналистов. Не желая терять связь с профессией, авторы сотрудничают сразу с несколькими СМИ и живут исключительно на гонорары. Однако часто и эти небольшие суммы нужно получать с боем.

По отзывам самих фрилансеров, наиболее распространенная ситуация такова. Журналист пишет статью по заказу издания. Материал публикуется, но выплата гонорара задерживается. Автор отправляет редактору электронные письма, постоянно звонит по телефону. В ответ называются самые различные причины задержки: где-то не торопится бухгалтерия, у кого-то финансовые трудности, в другом месте выплата зависит от подписи важного человека, который сейчас в командировке.

Часто эти причины реальны, и деньги, пусть и с 3–4-месячной задержкой, но приходят. Однако в некоторых изданиях эта неторопливость является вполне осознанной тактикой. Ведь, по опыту фрилансера Надежды Двоскиной, "после года периодических звонков в редакцию велик соблазн бросить борьбу за гонорар в 100-200 долларов". И получается, что текст был опубликован абсолютно бесплатно.

Фальшивый тест

Некоторые СМИ собирают бесплатные материалы под видом тестового задания. Происходит это так. Редакция публикует объявление о наборе внештатных авторов. Всем откликнувшимся предлагается написать пробную статью на конкретную тему. Причем гонорар будет выплачен только в том случае, если текст примут к публикации.

Однако в итоге всем авторам отвечают, что их "материал не подходит", хотя на самом деле в ходе этого мнимого конкурса редакциионный портфель пополнился свежими текстами. А одна обманутая журналистка рассказывает и вовсе парадоксальную историю. Издание опубликовало ее тестовую статью, однако на закономерный вопрос о вознаграждении последовал ответ: "А вам разве не говорили, что если в штат не берут, а материал публикуют, то гонорар не выплачивается?"

Конечно, иногда тестовое задание необходимо, особенно при приеме на работу. "Лично я крайне скептически отношусь к применению тестового задания. Но подобная практика может быть оправданна при сотрудничестве с начинающим автором, у которого нет солидного резюме", — считает журналистка Светлана Богданова, модератор сообщества обманутых фрилансеров Paparazzi_kinu1. Однако даже в этом случае тест должен быть одинаковым для всех кандидатов и небольшим по объему. Иначе есть опасность, что впоследствии тексты будут опубликованы совершенно бесплатно.

Работник без прав

Как закон защищает деятельность внештатного журналиста? Парадоксально, но факт: с точки зрения российских законов фрилансер не является работником и на него не распространяются нормы Трудового кодекса.

"Чтобы иметь возможность пользоваться трудовыми правами, внештатный журналист должен заключить трудовой договор о работе по совместительству", — убеждена Елена Плешко, руководитель юридического отдела общественной организации "Петербургская эгида", специализирующейся на защите прав наемных работников. В таком случае корреспондент обязан часть рабочей недели присутствовать в офисе. Однако специфика деятельности внештатного журналиста такова, что ему необязательно находиться в редакции. Его задача — писать тексты, а где он будет это делать, совершенно неважно.

Именно поэтому обычно с фрилансерами заключают гражданско-правовые соглашения — авторские договоры, договоры о возмездном оказании услуг, договоры подряда. Эти документы определяют суть работы, размер гонорара, а также указывают, кому будут принадлежать авторские права. Но на гражданско-правовые договоры не распространяются нормы Трудового кодекса. Например, журналист, заключивший договор о совместительстве, вправе получить ежегодный оплачиваемый отпуск, который предоставляется одновременно с отпуском на основной работе. А корреспондент, имеющий на руках документ гражданско-правового характера, может рассчитывать только на гонорар.

Правила фриланса

Печальная статистика: большинство опрошенных нами фрилансеров хоть раз сталкивались с недобросовестным заказчиком. И, по словам Светланы Богдановой, внештатный журналист не может полностью избежать мошенничества — ведь даже солидные издания ведут себя нечестным образом. Хотя грамотное поведение позволяет минимизировать риски.

Первое, очевидное правило — проверить репутацию потенциального заказчика в интернете: как давно существует издание, не жаловались ли на редакцию другие внештатники. Если сотрудничество начинается с объявления о поиске авторов, то необходимо внимательно проанализировать текст сообщения. Типичные подозрительные моменты: издание приглашает всех авторов независимо от опыта и обещает слишком высокие гонорары.

Второе правило — постараться при первой же возможности заключить с изданием письменный авторский договор. "Договор — единственная возможность для внештатного журналиста максимально обезопасить себя от возможного конфликта", — считает Леонид Антонович Речицкий, генеральный секретарь Профсоюза журналистов России. Этот документ дисциплинирует как самого фрилансера, так и редакцию СМИ.

Однако в реальности если издание само не предлагает заключить письменный договор, то добиться его подписания по силам только журналисту, имеющему большой опыт работы. СМИ заинтересованы в таких авторах и ради сотрудничества с ними готовы нарушить внутрикорпоративную традицию черной бухгалтерии. А вот если опыт не столь богат, то тактика "без договора не работаю", по мнению Светланы Богдановой, приведет к тому, что у фрилансера просто не будет заказов.

Суд и черный пиар

Какими способами внештатные журналисты борются за гонорар? Естественно, что все начинают с телефонной бомбардировки — постоянно звонят в редакцию, узнают причины задержки выплат.

Следующий этап — рассказать о конфликте в специализированных интернет-сообществах вроде Paparazzi_kinul. Именно так, например, поступила Татьяна Матанцева, добиваясь от журнала "Ваш дом за рубежом" гонорара за статью. Денег она пока не получила, но ее историю теперь знает каждый журналист, регулярно просматривающий эти сообщества.

Но почти никто из фрилансеров не доходит до последнего этапа — до суда. Исключение — московская журналистка Елена Кушнир. Ее история может служить хорошей иллюстрацией того, как бороться за гонорар с помощью закона.

Летом 2007 года она написала несколько больших статей для журнала Luxury. Письменного договора у Елены не было — только устный. Вскоре после публикации текстов — в сентябре того же года ей по электронной почте сообщили сумму вознаграждения.

Однако выплата затянулась. В период с сентября по декабрь Елена постоянно звонила в редакцию, но ее все время просили подождать, обещая, что гонорар вот-вот будет выдан. Устав от обещаний, в декабре Кушнир составила претензионное письмо, в котором сообщила, что готова подать на Luxury в суд. После этого главный редактор издания согласился выплатить деньги, но при условии, что журналистка сначала принесет заверенную у нотариуса расписку: "Я, Елена Кушнир, гонорар получила и претензий не имею".

Вместо этого Елена подала заявление в суд. Факт заключения устного договора она подтвердила показаниями свидетелей. В итоге в мае 2008 года было вынесено решение — выплатить журналистке гонорар и компенсацию за моральный ущерб. Правда, к тому времени издательский дом, выпускавший Luxury, закрылся и поэтому, имея на руках постановление суда, Елена не получила ни копейки.

Это дело тем не менее показывает, что, в принципе, фрилансер может с помощью закона восстановить справедливость. И, вероятно, если бы решения суда исполнялись, историй об обмане внештатных журналистов стало бы меньше: прецеденты создают традицию.