Медиановости

11 февраля 2010 11:46

"Серебряная камера" отличилась бесконфликтностью увиденного

Накануне в Манеже поздравляли новых призеров конкурса, который, по замыслу Московского дома фотографии, должен стимулировать развитие фотожурналистики в Москве. Как обычно, в трех номинациях ("Архитектура", "События и повседневная жизнь" и "Лица") вручили Гран-при и специальные призы. Среди них – награда фотографу до 30 лет, а также призы от МДФ и от спонсоров. Несмотря на то что с архитектурными сериями в этом году не заладилось, лучших все же определили. А в самой сильной номинации, в "Лицах", случилось почти единовластие.

"Серебряная камера" назвала скрытые до поры до времени имена лауреатов. Не в первый раз жюри определилось с камерами еще до открытия выставки номинантов. Теперь, после оглашения итогов, можно говорить о некоторых тенденциях.

Но прежде о главном. Гран-при (Приз правительства Москвы) за "Архитектуру" удостоена серия Романа Канащука "Москва. 25-й кадр", представляющая собой диптихи со "случайными" кадрами московского пейзажа, прочно записавшимися на подкорку любого горожанина. По части "Событий и повседневной жизни" лучшим сочли известного своим эстетским стилем фотографа Александра Гронского. На сей раз он выступил с меланхолично-созерцательным репортажем "Окраина". Наконец, в смысле "Лиц" – а за 2008-й это была самая сильная номинация – большинство подчинилось видению маститого фоторепортера Владимира Вяткина (кстати, он уже был призером и "Серебряной камеры", и World Press Photo, хотя не только их). Из шести наград две ушли к Вяткину: Гран-при сразу за две серии, за "Властителей музыкальных сфер…" и "Поколение Василия Аксенова", плюс спонсорский приз за "Психологические метаморфозы Дэвида Линча".

Кроме того, наградили художника и фотографа Георгия Первова за серию "Ландшафт без дизайна", продолжающую его многолетний проект Totalrealism. Отметили и припоминающие времена пикториализма "Качели" Анны Блок. И наблюдение за жизнью "Мигрантов" от Оксаны Онипко (на прошлой "Камере" она показывала "Цыган" – награды не добилась, но дождалась ее теперь). А также один из самых запомнившихся в нынешнем конкурсном "сезоне" мастерский цикл о гримасничающих уличных персонажах "9 из". Особенно отрадно то, что эту фотодобычу представил не просто фотограф до 30, но и дебютант "Серебряной камеры" Максим Юлдашев (ему же отдали и приз зрительских симпатий за цикл "Без зонта").

А тенденции, собственно, таковы: во-первых, участвовать в состязании лучше в несколько этапов. По крайней мере значительная часть лауреатов номинируется не первый год. Во-вторых, среди номинантов и победителей много молодых (самому молодому участнику нынешней "Камеры" всего 12 лет). А среди молодых – студенты Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко, работающей при самом МДФ. В-третьих, и это одна из вечных проблем конкурса, открытого непрофессионалам, ощущается серьезный пробел в событиях и в архитектуре. В первом случае в архиве конкурса останется повседневная жизнь, за спокойствием которой – то ли нежелание, то ли неумение быть в центре передряг, которых в этой самой повседневности более чем… Когда же речь идет об архитектуре, оказывается трудно найти драматургию, нерв, отделяющий репортаж от простого вида-описания. И главное: то, что впечаталось в память "Серебряной камеры", при всех достоинствах и недостатках, все еще отличается странной бесконфликтностью увиденного. И тем не похоже на жизнь.

И еще об искусстве фотографии. Во вторник в бывшем Музее революции на Тверской открылась выставка Бориса Кауфмана, известного фотографа, много лет проработавшего в "НГ". На выставке, к слову, замечательно оформленной и организованной как лабиринт (экспозиция так и называется – "Лабиринт Кауфмана"), – около сотни прекрасных и без преувеличения легендарных фотографий мастера.