Полезное
/ Теория и практика

23 апреля 2003 17:30

Электронные СМИ: современное состояние и развитие

Электронные СМИ: современное состояние и развитие. Мат-лы научно-практической конференции кафедры журналистики 29-30 ноября/Под. ред. М.Н.Кима. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2002 - 84 с.

В сборнике представлены материалы научно-практической конференции, посвященной актуальным проблемам функционирования электронных СМИ; рассматриваются аспекты, связанные с деятельностью теле- и аудиожурналистов, а также различные подходы к внедрению новых информационных технологий в структуру СМИ. В докладах обобщается и анализируется опыт применения традиционных инновационных технологий в деятельности журналистов.

Ключевая идея книги - современные электронные СМИ выступают в качестве не только мощного средства ретрансляции массовой информации, но и массового психологического воздействия.

Книга убеждает нас в том, что с появлением новых информационных технологий мифотворческий и культурный факторы интеграции информации уступают место прагматическим и технологическим задачам, задачам борьбы за адресата коммуникативного акта - зрителя.

Смена понятий в терминологической парадигме современной журналистики связана с интенсивным развитием электронных СМИ. Например, доступность, с которой потребитель может найти интересующую информацию в Интернете оборачивается огромной работой по отбору, систематизации и представлению знаний, которую проводят электронные средства массовой информации.

Бурное развитие электронных СМИ вызывает вполне понятные опасения и смелые прогнозы, касающиеся вытеснения традиционных СМИ. Однако и традиционные жанры журналистики получают свое новое рождение благодаря современным технологиям.

Новой эстетике электронных СМИ - эстетике искусственного двухмерного мира, в котором человек, предмет, событие приобретают почти бесконечные возможности трансформации, посвящает свой доклад А.С.Запесоцкий. Высказывается мысль о том, что "новые возможности вызывают не только восторг, но и опасение, что результат определенного синтеза телевизионных и компьютерных технологий творчества станет той преградой между миром и человеком, которую последний уже не сможет преодолеть".

Социальный психолог Б.Д.Парыгин поднимает проблему природы подлинности и иллюзорности электронных СМИ, обращает внимание на парадокс творения эффекта достоверности и сверхподлинности телевизионных и интернетовских образов. "Подлинная реальность, - утверждает ученый, - не то, что мы сами привычно", а значит, немножко равнодушно) наблюдаем повседневно, а то, что с подачи СМИ оказывается в эпицентре нашего всеобщего обостренного внимания, эмоционально насыщенного и многократно усиленного ситуацией экспонированности его предмета. В сравнении с этим наша повседневность всего лишь глина для скульптора".

Под постоянным прессом каждодневных забот и информационного допинга мы утрачиваем способность адекватного ответственного восприятия и реагирования на сигналы окружающей на среды обитания. И лишь дополнительная стимуляция нашего внимания, а вместе и осознание ответственности за происходящее способны сфокусировать его на сути и значимости явления.

К проблеме возрождения лучших традиций на региональном телевидении обратился генеральный директор ЗАО "Телекомпания "Шестой канал" В.В.Машеджинов, рассказавший о перспективных проектах, способных вернуть былую славу "Чапыгина, 6".

Признавая за ТВ ключевую роль и оценивая преимущества и недостатки коммерческого и некоммерческого телевидения, зав. кафедрой радио и телевидения СПбГУ С.Н.Ильченко, утверждает, что телевидение, коммерческое и некоммерческое, не должно казаться бедным, чтобы человеку было приятно его смотреть. А если будет некрасиво, неинтересно, будут обшарпанные интерьеры, то, как бы мы ни объясняли это финансовыми трудностями, зритель просто нажмет кнопку другого канала, и все наши усилия растворятся в небытие.

О секретах становления Молодежного телевизионного канала (МТК) силами как профессионального, так и студенческого коллектива, о преодолении трудностей в завоевании санкт-перебругской аудитории и поиске новых креативных проектов рассуждает зав. кафедрой журналистики СПбГУП М.Н.Ким.

Рассуждая о перспективах развития рекламы в электронных СМИ, А.Ульяновский приходит к парадоксальному выводу: "в течение 3--40 лет все виды рекламы и маркетинговых коммуникаций, которые взаимодействуют с электронными СМИ, растворятся в их тканях, технологиях Product Placement Public relations; рекламы в виде рекламных блоков и вставок уже не будет".

Статья проф. кафедры журналистики СПбГУП Л.И.Харченкова знакомит с результатами изучения психолингвистикой латентных эффектов звуковой коммуникации и показывает возможность их применения при структурной организации акустического сообщения. Структура радиоязыка, принцип системного взаимодействия компонентов и владение спецификой канала в целом являются необходимыми условиями успешного создания радиопрограмм.

Технологиям мультимедиа, используемым журналистами, а также новым средствам хранения, поиска, исправления, редактирования и представления информации посвящен целый ряд статей (Шарабаева Л.Ю., Горинштейн А.М., Пакидов А.П., Потягайло А.Ю. и др.).

Решение прикладных задач совершенствования компьютерных технологий оказывается ключевым и для подготовки электронных вариантов печатаных СМИ, поскольку позволяет осуществлять контроль грамотности текстов (этой теме посвящен материал А.С.Горинштейн), совершенствовать качество графических изображений (рекомендации по использованию форматов графических файлов содержатся в докладах Д.А. Евсеева, Л.И.Евсеевой, В.Р.Руковчук), а также служат для эффективного обеспечения эфира радиостанции (А.Ю.Пеньшина).

Компьютерному моделированию печатного издания уделяет внимание доц. Ю.Ф Титов.

Сложностям работе в прямом эфире, а специфике работы репортера и популярному жанру - репортажу посвятили свои научные сообщения сразу несколько авторов (А.А.Познина, Ю.В.Найденышева, В.П.Летуновский). В поисках образно-выразительных звуковых решений телевидение активно стремится использовать достижения новейших средств записи и обработки звукового сигнала.

С появлением нового поколения цифровых технических средств записи и обработки передачи аудивизуальной информации в значительной сени обновился и творческий процесс на телевидении. Уникальные возможности цифровой техники - широкий набор спецэффектов, рирпроекции, нелинейный многослойный монтаж, виртуальные компьютерные технологии - существенно обогатили графические возможности кадра, его пластическую выразительность. Перспективные виды изображения - компьютерная графика и анимация - позволяют создавать в кадре, яркие и современные образы. Зав. каф. звукорежиссуры и музыкального искусства СПбГУП И.И.Дворко убедительно показывает безграничные профессиональные возможности тех, кто владеет современным экранным языком для создания качественного информационного продукта.

Обсуждаемые в книге проблемы, очевидно, вызовут общественный резонанс, поскольку имеют большую творческую и исследовательскую перспективу.

Сборник предназначен для ведущих специалистов в области электронных СМИ.


Другие материалы рубрики "Теория и практика"