Мнения
/ Интервью

9 мая 2010 10:50

Михаил Нейштадт: "Середнячком в профессии быть нельзя"

Всю Великую Отечественную войну Михаил Хононович Нейштадт проработал связистом на Ленинградском фронте. А после ее окончания 35 лет занимал пост ответственного секретаря газеты "Смена". Михаил Хононович, отметивший в прошлом году 90-летний юбилей, и сейчас продолжает работать — в еженедельной газете "24 часа". В преддверии 9 Мая корреспондент Лениздат.Ру побеседовал с живой легендой отечественной журналистики.

Михаил Хононович, расскажите о военных годах. Какие воспоминания остались о Великой Отечественной войне?

— Всю Великую Отечественную я проработал связистом — каждую ночь обеспечивал техническую поддержку переговоров ленинградского и московского военного руководства. Это был очень интересный этап в моей жизни. Когда началась война, мне было 20 лет, и я служил в армии уже два года. 11 июля в Смольном был создан штаб, при котором организовали переговоры. Работая там, я был в курсе всех событий. Сводки по всем фронтам, оперативные сообщения — я прекрасно понимал, что происходило на войне. Переговоры велись в открытую: сигнал не перехватывался противниками.

Тяжело было работать?

— Работа связистом была настолько увлекательной, что даже блокадный период я пережил легко: интерес перекрывал все физические трудности. Позже меня включили в состав оперативной группы по прорыву блокады на Невском пятачке. В Хельсинки была создана союзная контрольная комиссия. Я работал там два года уже после войны — сразу нас не демобилизовали. Там и произошла моя встреча с журналистикой. Все дело в том, что в Хельсинки прибыл специальный корреспондент "Ленинградской правды" Михаил Михалев. Он сказал, что у меня есть способности к журналистике, и предложил написать несколько информационных материалов для издания.

Получается, с войны вы ушли в журналистику…

— В профессию я пришел уже после окончания Великой Отечественной войны. Сначала стал печататься именно там — в "Ленинградской правде", писал короткие заметки и информационные сообщения, чуть позже — фельетоны и статьи. Как говорится, начинал с мелочи.

А как попали в легендарную "Смену"?

— В "Смену" я пришел в 1949 году. Попал в издание, как мне кажется, совершенно случайно. "Комсомольская правда" перепечатала мою заметку на школьную тему. После этой публикации редактор "Смены" Василий Кукушкин пригласил меня на беседу.

Вся жизнь состоит из случайностей. Лично я специально никогда ничего не делал. В связьчасти оказался случайно, в журналистике тоже. А жизнь получилась интересная.

Вы проработали ответственным секретарем газеты "Смена" 35 лет. А с чего начиналось сотрудничество с изданием?

— В "Смене" я прошел абсолютно все отделы. Начал, как и в "Ленинградской правде", с отдела информации. Изучил "Смену" досконально, что не удивительно для проработавшего там 35 лет. Пройдя через все отделы, стал ответственным секретарем. Обязанностей, конечно, было очень много — это и планирование газеты, и вычитка материалов, и общение с авторами. В общем, мои задачи не отличались от всего того, что должен делать ответственный секретарь сегодня. За то время, пока я работал в издании, успело смениться 12 редакторов. Но, несмотря на все изменения, в "Смене" всегда был удивительный климат.

В чем заключался секрет сменовской атмосферы?

— Мне кажется, все дело в людях, которые приходили к нам работать. Климат был прекрасный, и это было неизменно: ни склок, ни интриг в редакции никогда не было. В "Смене" царила атмосфера солидарности и поддержки. Объяснить этот феномен мне сложно.

Какой совет вы дали бы современным журналистам?

— Прежде всего нужно быть человеком. Само собой — специалистом в области, о которой пишешь. Важно тщательно подходить к подбору фактов, сохранять уважительное отношение к героям материалов, кем бы они ни были.

Изменились ли сегодня требования к журналисту, возможно, вы замечаете перемены в своих теперешних коллегах?

— Мне кажется, сейчас у журналистов нет той заинтересованности, что была раньше. Человек должен быть предан теме, которую он избрал. Середнячком в профессии быть нельзя.