Мнения
/ Интервью

12 мая 2010 14:01

"Большинство изданий сегодня интересует сугубо коммерческая фотография"

Проект Liberty.su, призванный объединить фотографов-документалистов постсоветского пространства, появился в начале 2010 года. Почему его создатели выбрали такое название, какие цели они ставят перед собой и насколько востребована документальная фотография сегодня, Лениздат.Ру рассказала главный редактор проекта Екатерина Богачевская.

Как появилась идея создать мультимедийный проект? Какова его основная цель?

— Наш проект призван объединить фотографов-документалистов, которые работают на территории бывшего СССР. Поэтому мы и выбрали расширение домена .su, то есть Soviet Union, Советский Союз. Что касается названия Liberty (свобода. — Ред.), то это то, чего нам не хватало и не хватает до сих пор практически на всей территории бывшего СССР. Знаете, свободы не бывает много, особенно для документальных фотографов и фотожурналистов. Документальность вообще невозможна в отсутствие свободы, доказательством тому является вся история фотографии. Идея проекта возникла достаточно давно — в 2005 году с ней выступил военный фоторепортер и документальный фотограф Олег Климов, снимавший в горячих точках СССР и Восточной Европы. Почти 20 лет он сотрудничает с ежедневной газетой Нидерландов NRC Handelsblad и сейчас преподает в Московской школе фотографии и мультимедиа им. Александра Родченко, в мастерской документальной фотографии. Пять лет назад у него появилась идея создать мультимедийный ресурс о документальной фотографии, но прошло немало времени, прежде чем удалось претворить замысел в жизнь. Liberty.su призван объединить фотографов по территориальному признаку и по смыслу времени, которое когда-то у нас было единым, а теперь имеет самое различное течение. В этом пространстве и времени документальная фотография редко была востребована и часто использовалась в угоду пропаганде или ангажированности. Что и понятно: социальные репортажи, темы и фотоистории раздражают класс правящих и вводят в депрессию класс обывателей. Проект был создан в начале 2010 года, на данный момент мы выпустили два номера журнала.

Получается, вы организуете новую площадку для восприятия документальной фотографии. Она сознательно противопоставляется традиционному — публикации в СМИ?

— Все дело в том, что сегодня документальная фотография становится все менее востребованной средствами массовой информации. Если раньше в печатных изданиях еще был возможен компромисс между тем, чего требует формат СМИ, и тем, что хочет снимать сам фотограф, то сейчас эта возможность практически исключена.

Почему? Ведь потребности изданий в визуальных средствах, в том числе фотографии, продолжают расти.

— Большинство изданий на данный момент интересует ангажированная, сугубо коммерческая фотография. Пожалуй, сейчас осталось всего несколько СМИ, которые публикуют документальные снимки. Это "Огонек", Newsweek и "Русский репортер" — вот, пожалуй, и все. Как ни парадоксально, сегодня потребность в фотографии — как исключительно журналистской, так и документальной — резко уменьшилась. Речь идет не об исчезновении фотографии как таковой, просто она стала носить все более иллюстративный характер. Иными словами, востребован не самоценный снимок, который является свидетельством события, документом и законченным художественным высказыванием, а иллюстративное дополнение к материалу пишущего журналиста. Кроме того, с появлением новых технологий авторская, индивидуальная фотография растворилась в потоке фотографии массовой, при этом последняя стала просто повсеместной. Это то же самое, что растворить ложку меда в бочке с дегтем…

Подчеркнутая иллюстративность фотоснимков при увеличивающейся массовости фотодела. Какой выход может быть из этой ситуации?

— Нужно искать новые формы демонстрации документальной фотографии. Та форма, которая была распространена раньше, — публикация в средствах массовой информации, уже исчерпала себя. На Западе это произошло достаточно давно. После того как документальная фотография перестала быть востребованной в СМИ, стало активно развиваться направление new media. Как правило, это современные проекты, представляющие собой синтез звука, видео и документальной фотографии. Метод синтеза искусств, лежащий в основе проекта, позволяет воспринимать материал более эмоционально и многопланово. В то же время фотограф и группа людей, которые помогают ему собирать послание воедино, несут личную ответственность за проект, который они создают.

Расскажите о структуре проекта Liberty.su. Насколько кардинально он отличается от уже существующих медиапроектов?

— На данный момент журнал имеет модуль, в который включено четыре мультимедийных истории, статья, колонка номера и две фотоистории. В глобальном смысле ресурс состоит из двух частей: ресурса с мультимедийными возможностями и журнала в традиционном смысле этого слова. Первый раздел сайта называется Liberty in Motion. Здесь как раз представлены авторские проекты, где помимо изображения немалую роль играют музыка и видео. К примеру, в первом номере журнала появилась история Татьяны Ильиной про "синдром простодушия". Это работа про людей с простыми душами и большими сердцами — про страдающих синдромом Дауна. Постепенно мы планируем запустить на сайте раздел Liberty TV. Кроме того, снимаем фильмы о классиках отечественной фотографии и уже выпустили первый диск с сюжетами о мастерах отечественной фотографии: Валерии Щеколдине, Ляле Кузнецовой и Георгии Колосове. В дальнейшем в рамках проекта должно выйти 12 фильмов. Недавно у нас появился раздел Радио Liberty — с помощью этого ресурса фотографы рассказывают о том, как создавались фотографии, о том, что происходило вокруг, какие ощущения испытывал автор во время съемки. Дело в том, что, когда зритель смотрит на снимок, у него создается собственное, очень личностное ощущение. Но иногда, послушав рассказ фотографа, зритель может открыть для себя фотографию заново. К примеру, известный мастер Александр Гляделов говорит: "Глаза честнее языка". Да, это действительно так. Хотя порой необходимо добавить к фотографии слово. Для того чтобы вернуть искренность.

Вы перечислили возможности мультимедиа. А что остается в Liberty.su от традиционного журнала?

— Вторая часть журнала представляет собой интерактивную выставку фотографии и в большей степени тяготеет как раз к традиционному формату презентации снимков. В первом номере мы сделали выставку молодого фотографа Александры Деменковой. В рубрике "Проект" презентовали работы Владимира Семина, принадлежащего к тем мастерам, которые всегда были нонконформистами — в том числе и в советское время. Его фотографии говорят об уважении к простым людям — героям истории. Даже тогда, когда над прессой довлела цензура, а пропаганда стояла во главе всего. В этой же рубрике появился дневник фотожурналиста Павла Горшкова, в котором он рассказывает о работе в Грузии. Интересный формат, обычно в новостную ленту, на страницы печатных изданий попадают только снимки… А все то, что пережил фотограф, что осталось у него в закромах памяти или на листочках бумаги, нигде не появляется. Это большое упущение, ведь такие воспоминания — яркое свидетельство событий того времени. И оно, может быть, даже более интересно, чем то, что в конечном итоге становится журналистской продукцией.

Всегда ли фотограф готов работать в жанре мультимедиа?

— На самом деле мы проводим образовательные семинары, рассчитанные на обучение созданию мультимедиапроектов в процессе съемки. Такими возможностями сегодня потенциально обладают многие. Фотокамера с режимом видеосъемки, диктофон. В целом с появлением цифровых технологий создавать мультимедиа стали все больше фотографов. Другое дело, что не все фотографы понимают, каким образом и для чего вообще использовать все эти возможности. У нас существует система грантов, чтобы поддержать фотографов и позволить им завершить уже начатый проект. Кстати, могу отметить, что это первая и пока единственная в России программа поддержки фотографов-документалистов.

У авторов Liberty.su есть общая направленность? Или же документалист всякий раз определяет тему сам?

— Могу сказать, что нас интересуют все темы, связанные с человеком и теми условиями, в которых он может оказаться. О тех, о ком не принято писать и показывать передачи. Героями наших историй становятся ВИЧ-инфицированные, бомжи, заключенные, инвалиды. Сюда же можно отнести фотоистории о трансгендерах и транссексуалах. О них ни одно СМИ не будет делать публикации. Соответственно, к участию в проектах мы приглашаем тех фотографов, которые занимаются социальной документальной фотографией. К примеру, в последнем номере у нас были опубликованы работы Александра Гляделова, который последние 20 лет занимается исключительно собственными документальными проектами. Он фокусирует свое внимание на бездомных детях, беженцах, заключенных. Когда смотришь его снимки, понимаешь, что они сняты с большим уважением к человеку. Вне зависимости от того, какое социальное положение тот занимает. Именно такие фотографии заставляют трепетать сердца, их не увидишь больше нигде.

Проект сталкивается со сложностями?

— Проблемы коммуникаций остаются актуальными. Не в каждом российском доме есть интернет, не говоря уже о наличии возможности просматривать медиаролики и flash-презентации. Но, с другой стороны, мы прекрасно понимаем, что появление таких технологий не за горами. Это уже даже не завтрашний, это сегодняшний день. Просто так получилось, что идея, которая в общем-то носилась в воздухе, пришла к нам первой. На данный момент мы фиксируем довольно большое количество посетителей из самых разных регионов России и из-за границы.

Меняется ли интерес к документальной фотографии?

— Мне кажется, да. Об этом можно судить, просто глядя на статистику посещений нашего проекта. Судя по отзывам, интерес к документалистике проявляют разные люди и совершенно по разным причинам. При поиске новых форм документальная фотография и документальное кино могут стать интересными для очень многих.

Проект запущен. Как вы планируется развивать его дальше, во что хотите превратить?

— Одна из самых главных задач Liberty.su — сделать так, чтобы он охватывал максимальную территорию России и бывшего Советского Союза. Наша изначальная идея — объединить документалистов на постсоветском пространстве. Мы многое сделали в этом направлении. Представители Liberty.su живут в разных регионах бывшего СССР, начиная с Украины и заканчивая Камчаткой. В принципе, охвачена вся территория СССР, за исключением кавказских республик. Но, учитывая то, что многие фотографы из Центральной России часто снимают в этом регионе, охват получается практически полный.

Что мы еще хотим изменить? Есть идея перевести Liberty.su на иностранные языки для того, чтобы информация была доступна и нашим зарубежным читателям. В целом сейчас самое главное — держать планку тех историй, которые нам удалось рассказать в первых выпусках журнала.

Существует ли различие между тем, что сегодня называется документальной фотографией, и тем, что называлось ею раньше?

— Документальная фотография была и остается свидетельством времени. Она фиксировала процессы, поворотные исторические моменты. Современные документалисты обращаются к иным, более сложным материям. К примеру, предметом их внимания могут быть не войны в традиционном понимании этого слова, а войны социальные. В них не убивают оружием, в них убивают равнодушием. Но это тоже война и ведется она по всем правилам военного времени. Естественно, что под влиянием времени трансформируется и язык документального искусства. Тем не менее задачи перед документалистами прошлого и современности стоят одни и те же.