Медиановости

13 мая 2010 11:11

СМИ: Первый канал может поставить себе зачет за День Победы

День Победы остается абсолютно уникальным праздником в нашей стране. О нем не забывают, сколько бы времени ни прошло. Во всяком случае, хотя бы раз в год, 9 Мая, память возвращается. И телевидение очень явственно фиксирует то, что тема войны и Победы для людей остается важной и волнующей. Ни один праздник в году не собирает в течение всего дня у экранов такое количество телезрителей. Даже Новый год, который также стоит в телеэфире особняком по количеству зрителей, не сравним с 9 Мая, пишет "Коммерсантъ".

В этом же году и вовсе произошло невероятное. Год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне привлек к телеэкранам не столько традиционное старшее поколение, а какое-то невероятное количество молодежи. Пусть и в рамках одного канала — "Первого".

Из года в год "Первый канал" традиционно лидирует 9 Мая с большим отрывом от остальных. Даже в Новый год его конкуренция с главным соперником — каналом "Россия" выглядит более ощутимо. Да и в остальные дни бывают разные ситуации. Кстати, и 8 мая "Первый" оказался позади не только "России 1", но и НТВ. Но в День Победы борьбы каналов почти никогда нет. Лидерство "Первого" безусловное. Достаточно сказать, что итоговая доля канала за 9 Мая составила в Москве аж 30% (почти в два с половиной раза выше традиционных показателей канала), а общероссийские показатели — 33,1%! А среди более активной аудитории — до 54 лет — показатели "Первого канала" еще выше — около 35%. И такое произошло фактически впервые: более активной, молодой аудитории оказалось у телеэкранов даже больше, чем пожилой, которая, как правило, привычно больше смотрит телевизор, в том числе и в День Победы.

У "России 1" доля за день составила в Москве более 18% (это, кстати, тоже выше традиционных среднесуточных показателей канала), по стране — 17,4%. Но это вдвое меньше, чем у "Первого". Лишь в одном тайм-слоте "Россия 1" 9 Мая заметно обошла "Первый канал". И то только в Москве. Праздничный информационный канал "Утро Победы", который начался на "России 1" в 8.30 и продолжался еще и после парада Победы до 11.30, смотрело очень много зрителей: доля аудитории составила более 33% с рейтингом от 5 до 10%. "Первый канал" в это время смотрело около 25% телевизионной аудитории. Дальше отрыв "Первого" был весьма значителен.

Для НТВ 9 Мая с точки зрения рейтингов уже давно непобедный день. Доля канала в праздник составила всего около 9% по стране, а самые высокие доли в районе 10% были лишь у выпусков новостей и прогноза погоды. Все военные фильмы и сериалы, посвященные Дню Победы, аудитория НТВ не смотрела.

На остальных каналах показатели 9 Мая и вовсе резко падают, заметно ниже средних. Так было и в этот раз. Свои каналы целевая молодежная аудитория в День Победы почти не смотрит. Можно предположить, что активная часть перестает в праздники смотреть телевизор, предпочитая ему другой досуг — путешествия, прогулки, дачные участки, пикники... Но откуда-то же на "Первом канале" 9 Мая появилось такое огромное количество молодежи?! Получается, что, уйдя со своих привычных каналов, молодая аудитория в большом количестве все же предпочла смотреть телевизор, выбрав для этого "Первый канал". Иначе откуда было бы взяться таким высоким рейтингам? Рейтинги фиксируют, что почти все без исключения проекты на "Первом канале" 9 Мая наиболее активно смотрели зрители от 18 до 45 лет и от 18 до 30.

Конечно, главный козырь 9 Мая — это парад Победы на Красной площади. Его одновременно в прямом эфире транслируют "Первый канал", "Россия 1", "ТВ Центр" и "Звезда".

Показатели парада Победа, как и новогоднее поздравление президента страны,— традиционные лидеры эфира в каждом телевизионном сезоне, его смотрят почти все и всегда. Совокупно только на двух госканалах доля зрителей военного парада составляет более 70% аудитории. Это огромный показатель зрительского интереса для современного телевидения.

В этом году юбилейный парад Победы на Красной площади на канале "Россия 1" в Москве смотрело около 32%, по стране — 25,5% (в прошлом году в обоих случаях доля была 28%). На "Первом канале" — доля аудитории во время парада в Москве составила 49,4% (в прошлом году — 45,5%), общероссийские показатели составили 50% аудитории (в 2009-м доля была 42%).

Но даже в таких вроде бы огромных показателях парада Победы не было бы ничего необычного, если принимать во внимание зрелищность, необычайно выигрышную и масштабную телевизионную картинку и постановку юбилейных торжеств. Тут вам и исторические костюмы и знамена, иностранные легионы, конница, современная военная техника, авиапарад и марш сводного оркестра. Но впервые случилось невероятное! В Москве доля зрителей парада Победы на "Первом канале" среди тех, кому от 18 до 30 лет, составила почти 60% аудитории! Таких показателей даже среди тех, кто старше 55 лет, не было уже года три, не говоря уж о молодежи. И уж совсем фантастически высоким выглядит показатель аудитории военного парада на Красной площади 9 Мая среди молодых женщин в возрастной категории от 18 до 30 лет. Среди них процент зрителей парада был 71,2% (рейтинг выше 15%)! Такие показатели доли в принципе за всю историю телевидения встречались считаные разы.

Вообще, активность именно этой категории молодых зрительниц на "Первом канале" в День Победы была чрезвычайно высокой. Даже трудно объяснить, почему именно женщин так интересовала и, по-видимому, волновала тема войны. Ведь если бы не волновала, чего им целый день оставаться у телевизора?! А они у телевизора, судя по высоким показателям рейтингов, сидели словно прикованные. Почти везде доли среди женщин от 18-30 были выше 35-40%! То же самое и среди общей аудитории этого возраста и тех, кому от 18 до 45. Правда, вот хотя бы сериал "Диверсант. Конец войны" (это был второй показ сериала, где главную роль играл Влад Галкин) все-таки активнее смотрели мужчины от 25 до 54 лет. И это в общем-то объяснимо с точки зрения обычной логики. Здесь доли доходили до 48% аудитории. Ни один фильм 9 Мая не смог приблизиться к таким показателям. Но сегодняшним зрителям, похоже, совершенно наплевать, насколько реалистичен сюжет фильма и насколько он в принципе отражает суть войны. Ведь "Диверсант..." хоть и невероятно динамичен, но, по сути, это обыкновенная "клюква" на военную тему, как, впрочем, и большинство современных фильмов о войне.

Главным же вечерним фильмом Дня Победы на "Первом канале" был "Туман". Его сюжетный ход был абсолютно заимствован у одного из самых лучших современных фильмов о войне "Мы из будущего" (первой части), который в 2008 году был показан 9 Мая на канале "Россия". Тогда он собрал очень большую зрительскую аудиторию — более 33%. Сценарная канва "Мы из будущего" строилась на том, как четверо молодых людей из нынешнего времени попадают в пекло войны. В "Тумане" на войне столь же фантастическим образом оказывается... отделение солдат, проходящих срочную службу в российской армии. Хорошо, что хоть дальше сюжетные линии "Мы из будущего" и "Тумана" расходятся. В "Тумане" "клюквы" хватает, в некоторых эпизодах мотивацию поступков героев даже с поправкой на то, что это кино, порой объяснить просто невозможно... В финале же все герои, кроме одного, попав на войну, при различных обстоятельствах погибают. Но вернувшись опять в наше время, они все, конечно, снова будут живы.

Но в плюс "Туману" то, что всех главных героев фильма играют совсем молодые актеры, практически нигде ранее не снимавшиеся, что, безусловно, важно для темы войны в кино. Потому что, когда в современных фильмах и сериалах видишь одних и тех же актеров, играющих разведчиков, подпольщиков, партизан или просто солдат войны, которые на этом же или соседнем канале еще вчера играли бандитов, героев-любовников или преступных авторитетов, то становится как-то не по себе и весь пафос такого фильма сразу невероятно снижается.

Среди основной аудитории "Первого канала" доля "Тумана" составила в Москве 28%, по стране — 34%. И здесь опять отличилась молодежь. Ее среди зрителей "Тумана" 9 Мая было тоже гораздо больше, чем зрителей старшего возраста. Видимо, сказалось то, что фильм производил канал СТС, адресованный прежде всего молодой аудитории. Именно в целевой аудитории СТС — от 6 до 54 лет — "Туман" собрал долю в 40%, а среди всех тех же женщин от 18 до 30 лет доля фильма достигла аж 44%.

И праздничный салют, и концерт в Лужниках, посвященные 65-летию Победы, транслировали одновременно на двух госканалах: на "Первом" опять-таки зрителей было раза в полтора больше, чем на "России 1". И опять больше всего это смотрела молодая аудитория — до 30 лет. Хотя тот же концерт лучше бы она не смотрела вовсе. Уровень пошлости отдельных номеров здесь порой зашкаливал. А после концерта ночной повтор парада на "Первом" вновь смотрело более 35% молодежи.

Но самым главным показателем Дня Победы выглядит количество зрителей Минуты молчания. На этот самый печальный поминальный ритуал в память обо всех погибших во время Великой Отечественной уже второй год подряд на "Первый канал" стекается очень много телезрителей. Причем, судя по динамике, включают в это время телевизор сознательно, поскольку доля аудитории начинает расти именно к началу Минуты молчания. И количество зрителей, что тоже бывает очень редко, и в Москве, и в других городах страны почти одинаково: доля аудитории во время трансляции Минуты молчания на "Первом" составила около 34%. А среди молодых зрителей этот показатель был и вовсе от 35 до 38%. Вряд ли такое количество зрителей собрал бы хоть один развлекательный проект. Это, действительно, один из очень важных, если не самый важный рейтинговый показатель Дня Победы, который характеризует не только количественный состав зрителей у телеэкрана.

"Первый канал" в лице всего телевидения может, безусловно, поставить себе зачет. Хотя бы раз в год телевидение с чистой совестью может гордиться тем, что сумело приобщить, а с помощью "Первого" развернуть молодую аудиторию к телеэкранам. Благодаря телевидению — уж как у него это получается — молодые люди, не знающие ужаса войны, может быть, поймут и будут знать, что такое для нашей страны День Победы. И почему мы о нем не забываем.

Арина Бородина