Медиановости

12 августа 2010 11:04

ФАС: лидеры наружки занимают преимущественное положение лишь в нескольких регионах РФ

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) назвала операторов наружной рекламы, занимающих преимущественное положение, то есть тех, чья доля на уровне муниципалитета превышает 35%. Таких игроков, по закону "О рекламе" не имеющих права участвовать в торгах, набралось более ста. Но это все небольшие компании и индивидуальные предприниматели, чей бизнес сосредоточен, как правило, в одном городе. Лидеры отрасли — News Outdoor и группа Gallery — засветились лишь в Иркутске, Ивановской области и Барнауле, пишет "Коммерсантъ".

С июля 2008 года по закону "О рекламе" договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций заключаются только по результатам аукционов или конкурсов. На такие торги не допускаются компании, занимающие преимущественное положение "в сфере распространения наружной рекламы", то есть те, чья доля на уровне муниципалитета (для Москвы и Петербурга — на территории всего города) превышает 35%. Эта доля рассчитывается как соотношение общей площади всех конструкций, принадлежащих компании и аффилированным с ней лицам, и общей площади всех рекламоносителей на данной территории.

В конце 2009—начале 2010 года по поручению центрального аппарата ФАС ее территориальные управления проверили, как проходит установка рекламоносителей. В большинстве регионов, как выяснила ФАС, торги пока не проводились: владельцы конструкций заключили договоры с собственниками земли еще до июля 2008-го.

По результатам проверок ФАС составила список компаний, занимающих преимущественное положение, таких операторов набралось более сотни (весь перечень опубликован на сайте ФАС). Но это все малоизвестные компании и индивидуальные предприниматели в небольших городах. Из крупных операторов, работающих по всей стране, в доминирующем положении уличены только группа Gallery и News Outdoor. Данные ФАС были ожидаемыми, констатирует гендиректор исследовательской компании "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин. "Поправки к закону "О рекламе" принимались под лозунгом "Не допустить монополизма в наружной рекламе",— напоминает он.— Но уже тогда было ясно, что ограничения ударят в первую очередь по малому и среднему бизнесу, который занимается наружной рекламой в небольших городах".

В подготовленной ФАС справке нет никакой информации по Москве, Петербургу и другим городам-миллионникам. "В этих регионах компаний, занимающих преимущественное положение, в ходе проверок не выявлено",— пояснила замначальника управления контроля рекламы ФАС Татьяна Никитина. По данным "ЭСПАР-Аналитик", в Москве доля крупнейшего игрока News Outdoor на июль этого года не превышала 25%, Gallery — 10%. В Петербурге News Outdoor занимает 33% рынка, второй по значимости оператор Poster — 17%. Но в свою оценку "ЭСПАР-Аналитик" не включает площади транспарантов-перетяжек и конструкций небольшого формата.

Не выявлены доминирующие компании и в Нижнем Новгороде, где News Outdoor принадлежит сразу несколько местных операторов: АНЖ, "Ректайм", "Рим-НН", "Нижновреклама", "Россерв". По данным муниципального учреждения "Рекламная служба города Нижнего Новгорода" на октябрь 2009 года, доля аффилированных с News Outdoor компаний составляла 34,8%, уточнили "Ъ" в нижегородском УФАС. "Доля News Outdoor в Нижнем Новгороде сильно занижена",— удивлена сопредседатель рекламного совета Нижегородской области Наталья Земскова-Шамба. Она полагает, что доля News Outdoor в городе может достигать 90%. В нижегородском офисе оператора настаивают, что у него "пограничная доля".