Медиановости

18 августа 2010 12:11

42% российских авиакомпаний находится в нестабильном финансовом положении

Росавиация подвела итоги впервые проведенного анализа финансового положения российских авиакомпаний. Он показал, что в "нестабильном финансовом положении" находится 42% российских авиакомпаний и больше трети авиаперевозчиков из топ-20. По правилам Росавиация вправе ограничить этим компаниям полеты вплоть до отзыва свидетельства эксплуатанта. Эксперты уверены, что на крайние меры ведомство не пойдет, но ограничения последуют, и их финансовое положение будет только ухудшаться.

Об итогах первого полугодового мониторинга финансового состояния российских авиакомпаний сообщили в Росавиации. Как говорится в подготовленной ведомством справке, в "нестабильном финансово-экономическом состоянии" находится 42% всех российских перевозчиков с долей в общей выручке по рынку 24,4%, сообщает "Коммерсантъ". Финансовое состояние пяти первых по пассажирообороту авиакомпаний — "Аэрофлота", "Трансаэро", "Сибири", "ЮТэйра" и "Оренбургских авиалиний" — вопросов у Росавиации не вызывает: они платежеспособны и стабильны, говорится в справке. Но из перевозчиков, занимающих в рейтинге места с 6-го по 17-е, семь находятся в зоне риска, указывается в документе. При этом 23% российских авиакомпаний на начало 2010 года имели отрицательную стоимость чистых активов, в связи с чем, согласно Гражданскому кодексу, "их легитимность может быть поставлена под сомнение и реальна угроза их закрытия", отмечается в справке. "В течение анализируемого периода действенных мер к исправлению ситуации собственники организаций не осуществили",— заключается в документе. Названия "нестабильных" авиакомпаний в Росавиации сообщить отказались.

По мнению гендиректора агентства Infomost Бориса Рыбака, финансово благополучными из списка первых 17 перевозчиков можно определенно считать только компании, аффилированные с лидерами рынка: "Глобус" (входит в холдинг S7 вместе с "Сибирью") и дочерние компании "Аэрофлота" — "Донавиа" и "Нордавиа". Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий добавляет, что финансовых проблем не должно быть у авиакомпании "Якутия" благодаря поддержке республиканской администрации, а также у чартерной авиакомпании "Северный ветер",— заработок на чартерных перевозках обычно невелик, но при растущем пассажиропотоке это стабильный бизнес.

Финансовая состоятельность остальных авиакомпаний вызывает у экспертов сомнения. "Тяжелым" Борис Рыбак называет положение ГТК "Россия" (6-е место по пассажирообороту), имевшей на начало года долг свыше 6 млрд руб. и увеличившей перевозки за первое полугодие всего на 9,1% (всего по рынку — 30,1%). При этом в 2009 году чистый убыток ГТК "Россия" составил рекордные для отрасли 5,7 млрд руб. Следующая в рейтинге "Владивосток авиа" залезла в убытки уже в этом году: по первому полугодию компания потеряла 729,1 млн руб. против прибыли 16,4 млн руб. за аналогичный период прошлого года. Почти такой же убыток у "Уральских авиалиний" (8-е место) — по итогам первого полугодия компания потеряла 645,5 млн руб.

На основании результатов мониторинга федеральные авиационные правила позволяют Росавиации отзывать у перевозчиков свидетельство эксплуатанта. Но, конечно, останавливать полеты всех авиакомпаний, чье положение признано нестабильным, Росавиация не решится, уверен Борис Рыбак: слишком велики могут оказаться социальные последствия. "Но этим компаниям будут ограничивать полеты, например отказывать в допуске к чартерам, не выдавать разрешения на новые международные маршруты, что обеспечит им медленную смерть",— говорит эксперт. Часть финансово неустойчивых авиакомпаний будет надеяться на консолидацию с крупными участниками рынка, но вряд ли у кого-то будет желание поглощать проблемные компании, констатирует господин Рыбак.