Медиановости

20 августа 2010 17:04

"Эхо Москвы": свободное радио для свободных людей

Радиостанция "Эхо Москвы", которой в воскресенье исполняется 20 лет, по-прежнему остается "свободным радио для свободных людей", где не стыдно работать, считают ее сотрудники.

Впервые в эфир радиостанция вышла 22 августа 1990 года.

Как это было

Основатель и первый главный редактор "Эха" Сергей Корзун считает, что принципы радиостанции, заложенные еще в 1990-м году, кардинальных перемен не претерпели.

"К моей радости могу сказать, что кардинальным образом ничего не изменилось. Ровно те принципы "невранья", предоставления информации со всех сторон, которые были заложены, они соблюдаются четко и незыблемо", - сказал Корзун РИА Новости.

По его словам, "Эхо" создавалось для того, чтобы людям "лапшу на уши не вешали".

"Многие из нас, включая Сергея Бунтмана (в настоящее время - первый заместитель главреда радиостанции) работали на Иновещании Гостелерадио, во французской редакции. Там было разрешено и даже нужно было читать западные газеты и журналы в оригинале, поэтому мы были в курсе того, что происходило в СССР, и как это оценивал Запад. Хотели, чтобы нормальная информация была и у нас в стране", - сказал собеседник агентства.

"Поэтому со стороны журналистов был позыв выстроить радио, на котором не стыдно было бы работать. Скажу, что и до сих пор не стыдно", - добавил он.

По мнению Корзуна, "Эхо Москвы" было и остается "антицензурным" радио.

"Ставка с самого начала была сделана на прямой эфир, прямые вопросы и комментарии слушателей, в том числе по телефону. На "Эхе" до сих пор действует принцип "открытого микрофона": по телефону позвонил - сразу попал в эфир, без предварительных переговоров с редактором", - отметил Корзун.

Главный редактор "Эха" Алексей Венедиктов также утверждает, что цензуры на радиостанции нет.

"Собственно говоря, создание "Эха" - это создание протестного радио. Мы возникли в эпоху, когда у государства была монополия на информацию, и те люди, которые создавали "Эхо", делали ставку именно на это. Оно сейчас не является протестным, потому что государство не контролирует весь медиарынок, но при этом оно, конечно, антицензурное", - подчеркнул он.

Аудитория

Аудитория у радиостанции тоже остается неизменной, утверждает руководство. "Целевая аудитория - это мыслящие образованные люди, люди, которым небезразличны проходящие в стране процессы", - сказал Корзун.

По словам Венедиктова, 83% слушателей "Эха" имеют высшее образование.

"Мы грузящее радио, мы не упрощаем язык и не упрощаем проблемы. Мы не даем ответы, а только ставим вопросы и поднимаем проблемы, и из-за этого, собственно говоря, многие очень нервничают. Они хотят получать рецепты, а мы рассказываем только, какие ингредиенты существуют, а уж как вы их смешиваете, это не наш вопрос. Каждый смешивает в меру своего понимания об общественной пользе", - отметил собеседник агентства.

Среди слушателей "Эха" - главный редактор "Русской службы новостей" Сергей Доренко, он работал на "Эхе" с 2004 по 2008 годы.

"Меня приучила слушать "Эхо Москвы" моя собака. Я завел собаку в марте 1991 года и вынужден был гулять по утрам. Поскольку я гулял как раз в 7 утра и всегда брал с собой транзистор, я перебрал быстро станции, которые существуют, и понял, что я слушатель "Эха Москвы", - сказал Доренко РИА Новости.

20 лет спустя

Несмотря на отсутствие кардинальных перемен, некоторые изменения на "Эхе" все же произошли.

"Конечно, сейчас немножко другие условия существования, конечно, законодательство поменялось. Когда-то у (лидера чеченских боевиков Аслана) Масхадова можно было безболезненно брать интервью, и это не регулировалось", - сказал Корзун.

Кроме того, по его мнению, поменялся формат.

"Если изначально "Эхо" задумывалось как информационное, даже отчасти игровое, развлекательное радио - была музыка в дневное время, то сейчас, конечно, жизнь и конкурентная борьба заставляют менять форматы. "Эхо" сейчас остается информационной радиостанцией, но, в первую очередь, это все-таки дискуссионное радио", - подчеркнул первый главред радиостанции.

Корзун считает, что сегодня информационных станций много, а "реальная дискуссия, наверное, только на "Эхе".

Известного адвоката и частого гостя на "Эхе" Михаила Барщевского привлекает в радиостанции, прежде всего, "полифония мнений".

"Мне нравится полифония мнений, причем именно полифония, а не какофония. Здесь можно услышать в один день Геннадия Зюганова и Сергея Миронова - двух антиподов, Александра Проханова и Бориса Немцова - еще двух антиподов", - сказал Барщевский РИА Новости.

По словам собеседника агентства, "Эхо" его привлекает также командой молодых журналистов и опытных старых профессионалов, создававших российские традиции радийного эфира.

"Радиостанция хороша своим разнообразием. Мне нравится позиция Венедиктова о том, что у радиостанции нет редакционной политики. Конечно, в известной степени, это кокетство, потому что редакционная политика радиостанции - это давать слово всем. И это очень важная, с моей точки зрения, и наиболее верная позиция для радиостанции, телеканала, газеты, для любого СМИ", - сказал Барщевский.

"И вообще, там мои друзья", - добавил он.

Мнение эксперта

Генеральный директор "Европейской медиа группы" Александр Полесицкий считает "Эхо Москвы" состоявшимся проектом, у которого есть резервы развития.

"Сегодня "Эхо Москвы" - ведущее негосударственное разговорно-информационное радио в стране. По данным TNS, "Эхо Москвы" уверенно входит в десятку ведущих радиостанций Москвы, имея аудиторию, по объему примерно одинаковую с государственной радиостанцией "Маяк", - сказал Полесицкий РИА Новости.

По его мнению, "Эхо", несомненно, наиболее плюралистичная из всех информационных станций страны, с устойчивой аудиторией и с доходом, позволяющим ей быть рентабельной.

"Эху Москвы" удалось стать радиостанцией decision maker?ов. При этом "Эху", как и другим разговорным станциям в России, пока не удается привлечь массовую аудиторию наиболее активного возраста. 40% аудитории станции - старше 55 лет (но это характерно и для "Маяка")", - отметил собеседник агентства.

"В общем и целом "Эхо" - состоявшийся, практически культовый проект, у которого, тем не менее, есть резервы развития, прежде всего, в направлении изменения возрастной структуры", - заключил эксперт.

Что ждет впереди

"Эху", действительно, есть куда двигаться и развиваться, считает главред радиостанции Алексей Венедиктов.

"Во-первых, мы идем в интернет семимильными шагами. Во-вторых, мы идем в мультимедиа, видео не только в интернете, но и эфирное, с применением новых технологий - это задача этого года", - сказал он.

Также редакция будет "совершенствовать работу своих журналистов".

"Мы вводим новые семинары, учим наших журналистов быть быстрее. Сейчас возрастает поток информации. Пять лет тому назад три агентства - РИА Новости, Интерфакс и ТАСС - в минуту нам давали 16 новостей, сейчас 37 - уже глаз не успевает. И это только три российских агентства, а если добавить иностранные, интернет, другие медиа - газеты, телевидение, то журналисту надо обучаться агрегировать информацию", - подчеркнул главный редактор.