Медиановости

23 августа 2010 18:59

Эксперт: Зачем наше ТВ усилило летом развлекательную составляющую

Как всем теперь хорошо известно, чем больше балуешь корову, тем лучше масло. Однако на нашу телевизионную корову эта лемма не распространяется. Избалованная бездельем, она практически уже не дает молока, более того, то, что реклама выдает за молоко, на самом деле совсем другая субстанция, которой, как и положено у коров, всегда много, долго и в разные стороны, но в основном в развлекательную. Потому впечатлений много.

Не дожидаясь начала сезона, которое всегда случается в сентябре, Первый канал одарил целым набором новых развлекух. Конкретнее о них чуть позже, а сначала о причинах преждевременного вброса новья. Видимо, управляющие этой фермой почувствовали, что после пожарного лета, сгоревших 3000 домов и задымленной Москвы следует еще больше усилить "развлекательную составляющую" (РС), сочетая ее с беспрецедентными мерами по восстановлению сгоревшего жилья и еще более беспрецедентного освещения такового восстановления на ТВ и даже в интернете.

Потому что не только тому блогеру с его рындой вина властей всех уровней за все сгоревшие дома очевидна (хотя бы потому, что более месяца не обращали внимания на заявления населения о том, что уже горит; надеялись, что само погаснет). Ну и, конечно, мудро осушенные в Подмосковье торфяники: кому же, чем, а главное - зачем было заранее думать о них, если горят они каждое лето и давно интерпретируются властью как явление природы вроде листопада. Осенью листья желтые над городом кружатся, летом – торф выгорает… Подумаешь, дымок – не дворяне, да и комаров меньше будет. Но в этом году не прокатило.

В связи с этим ТВ получило два задания: во-первых, на ходу превратить нераспорядительность властей в героизм пожарных и волонтеров, в сбор с фирм штанов и лопат, а также в неиссякающую заботу партии и правительства, включая видеокамеры на столбах и полет-на-самолете с личным участием в управлении штурвалом ("обнимая, так сказать, небо крепкими руками…"), что и было сделано, а, во-вторых, усилить РС. Два этих задания и определили облик ТВ в июле-августе.

Первый канал залпом выдал сырые заготовки: "Знакомство с родителями", "Здравствуйте, девушки!", "Брачные игры" и "Жить здорово!".

Вторая передача из названных точно воспроизводит советскую "А ну-ка, девушки!", которую делала молодежная редакция в 1970 – 1987 гг. и которую вел с 1975 г. А. Масляков, третья – клон программы "Ты и я" ("Россия"), которую ведет (вел?) Тигран Кеосаян с супругой (плюс "романтическое путешествие" из "Любви с первого взгляда", 1992 – 1998, ведущий Б. Крюк, первая лицензионная игра на российском ТВ), четвертая – программа "Здоровье", переформатированная в передачу для домохозяек с одновременной попыткой прихватить аудиторию ликвидированной программы "Малахов+", а первая из названных – это результат почкования "Давай поженимся!", и ведет ее главная сваха страны Роза Сябитова, которая обычно сидит ошуюю, т.е. по левую руку Ларисы Гузеевой и которую – чем она всерьез и прославилась – накануне 140-летия со дня рождения Ленина в приступе ревности избил молодой муж.

Все названные передачи – слишком легкая пожива для рецензента, чтобы обсуждать их всерьез. Особенно хорошо "Знакомство с родителями": три тележениха на одну теленевесту должны понравиться родственникам, словно женятся на всей родне. Заранее задано противоречие между современным типом нуклеарной семьи (т.е. семьи, где на первом плане отношения между супругами) и родовой общины, искусственно активизируемой для телепередачи. При этом редакторы, естественно, стараются подогнать городского компьютерного мальчика к родне с деревенскими корнями, для которых умение нарубить дрова для баньки и выпивка гораздо важнее профессии жениха.  

Но не менее удручающее впечатление производят и "Брачные игры", которые ведут Д. Дибров и А. Заворотнюк, и конкурс "Здравствуйте, девушки!" (ведущий Д. Шепелев). А что касается программы "Жить здорово!" (варикоз + прически + правила приготовления морковки), то ведущая Елена Малышева скоро займет в телевизионном фольклоре место, которое прежде занимала Дубина Реговицкая. Все в целом выглядит так, словно делали пародии для "Большой разницы", но потом их вытянули в самостоятельные передачи. Думаю, что скоро их снимут: "Раньше всех" на Первом с О. Аросевой и Д. Донцовой (клон "Девчат") не продержалось и двух недель, "Танго с ангелом" с М. Зудиной заменили на другой сериал – "Одержимый" с Д. Марьяновым. Такая динамика радует и воодушевляет. Если бы канал был абсолютно честным, то оставил бы только одну передачу – "Время".  

"Формула любви" с Т. Веденеевой на "России" - это вообще что-то запредельное: тупой гламур для неработающих глупышек. Трудно представить, что целый коллектив производит такой продукт.

Небольшая перемена произошла на Пятом: "Свобода мысли" кончилась, а начался "Суд времени". Собчак & Вайнштейн провалились с треском и ушли по-английски, без оглашения оргвыводов, которые за полгода вполне назрели, а теперь на экране отдуваются Сванидзе – Млечин – Кургинян. С одной стороны, забавно наблюдать, как Млечин и Кургинян приводят себя в искусственное возбуждение и начинают кричать, обсуждая, скажем, Юлия Цезаря. С другой стороны, обсуждение большевиков (спасли или погубили?) продемонстрировало, что на самом деле представляет собой передача. Задуманная как просветительская, она дает две заведомо ложные и взаимоисключающие точки зрения, сумма которых не создает истины, поскольку обе позиции тенденциозны и основаны на подтасовках. Надо быть очень тонким знатоком, чтобы в полной мере оценить лукавство и лживость Млечина и Кургиняна, манипулирующих фразами и фактами, как два фокусника. Этот конкурс фокусников – не для простого зрителя.

По-настоящему порадовало только НТВ: с одной стороны, ничего нового; с другой стороны, "Крестный батька-3" - компромат на Лукашенко, пересыпанный фразами типа: "В стране правит не закон, а пахан" и "У нас нет иллюзий перед выборами". Увлеченность темой не дала авторам возможности задуматься, что фразы двусмысленны и применимы не только к Белоруссии. Достойным финалом фильма стал медицинский аспект: оказалось, что у батьки "мозаичная психопатия", диагностированная еще в 1982 г., которая – как было указано в фильме, - создает структуру личности, "располагающую к бесконечно долгому удержанию власти". А мальчик, которого Лукашенко всюду таскает с собой, - это тоже не просто мальчик, а символ любви батьки к самому себе в детском возрасте. Психиатры говорят, что мозаичная психопатия – вещь нередкая. Gorod812