Медиановости

24 августа 2010 10:47

Перед смертью Довлатов был в депрессии из-за творческого кризиса

Писатель Сергей Довлатов незадолго до кончины в Нью-Йорке впал в депрессию из-за творческого кризиса, исчерпав русские, советские темы, и он так и не смог писать про американскую жизнь, рассказал РИА "Новости" друг Довлатова, поэт Евгений Рейн. Довлатов ушёл из жизни 20 лет назад - он скончался в Нью-Йорке от острой сердечной недостаточности.

"Сергей Довлатов был очень разнообразным и трудным человеком, - вспоминает Рейн. - Его так долго мучили непечатанием, всяческими отлыниваниями и катастрофами, которые происходили с его сочинениями".

По словам поэта, главная катастрофа произошла в Таллине. "Там уже почти готовую книгу рассказов Довлатова, которая уже была в чистых листах - то есть, оставалось недели две до того, как она попала бы в магазины, - запретил КГБ. Пошли слухи, что Сергея могут арестовать, и он бросил Таллин, вернулся в Ленинград, где его жена Лена, дочка Катя и мама Нора Сергеевна уже готовились к эмиграции. Потом они уехали, а он остался. Но власти стали его всячески давить, подстроили ему какой-то пьяный скандал, дали 15 суток, и после этой истории он тоже уехал", - рассказал собеседник агентства.

Евгений Рейн много раз встречался с Довлатовым уже в Америке, жил у него в Квинсе.

По мнению поэта, Довлатов, наверное, вернулся бы назад. "Он был очень рад, что его издают в России. Я почти уверен, что он приехал бы, но, как говорится, Бог больше не дал ему жизни", - считает Рейн. - Хотя в Америке Серёжа был преуспевающим человеком. У него была квартира, загородный дом, хороший автомобиль, он работал на радиостанции, его книги выходили и переводились на разные языки".

Но, по словам Рейна, оторванность от родных корней в конце пагубно сказалась на жизни и творчестве Довлатова. "Он какое-то время в эмиграции писал на русские, советские темы, а потом остановился и долго не писал вообще. И это был мучительный для него период. Потом Серёжа написал два или три небольших и не самых удачных рассказа из эмигрантской русской жизни. Советский, русский материал был исчерпан, а на американские темы он писать не хотел или не мог - в общем, перед концом он был в ужасной депрессии, сильно пил", - отметил Рейн. Поэт вспомнил случай из жизни, произошедший с ним и Довлатовым в начале 70-х годов - тогда литераторы поучаствовали в советской кинематографии.

"Сергей жил в Таллине и работал в местных газетах - молодёжной и главной - "Советская Эстония". Когда я приехал к нему в гости, он сказал, что в Эстонии в отличие от всего остального Союза за заметки в газетах платят чуть ли не в тот же день. Я удивился и сказал: "Ну, давай заработаем", - рассказал Рейн. "Выяснилось, что в Таллине снимается фильм по роману Юлиана Семенова "Бриллианты для диктатуры пролетариата". Я знал режиссёра (этой картины) Григория Кроманова и предложил Серёже поехать на съёмки и написать о них. В результате Кроманов предложил нам сняться в массовке этой картины. Согласились, снялись. В сцене в ресторане мы сидели рядом с Волковым и Кайдановским, которые разыгрывали свои сцены. Серёжа очень красиво выглядел - он был очень импозантным мужчиной, ростом под два метра, похожий на итальянца. Позже на студии "Таллинфильм" я видел материалы с этой картины, видел кадры со мной и Серёжей. Но когда картину смонтировали, их уже не было. Может быть, где-то в архивах "Таллинфильма" эта плёнка и сохранилась, и её когда-нибудь найдут", - поделился друг и коллега Довлатова.