Медиановости

25 августа 2010 11:21

Российские телеканалы отказались показать фильм о журналистке Анастасии Бабуровой

На днях в Москве были показаны фрагменты нового фильма Валерия Балаяна "Любите меня, пожалуйста…" о журналистке Анастасии Бабуровой, участнице антифашистского движения, застреленной полтора года назад средь бела дня в центре Москвы, пишут "Новые известия".

Валерий Балаян в документальном кино без малого четверть века. В восьмидесятых учился на Высших режиссерских курсах, получил профессии сценариста и режиссера неигрового кино. Автор более 40 реализованных сценариев и более 60 документальных лент, которые снял как режиссер. Раньше его фильмы и телепрограммы демонстрировались на каналах "Культура", "ОРТ", "РТР", "РЕН ТВ" и других. С 2003 года ведет мастер-классы по кинодраматургии во ВГИКе. С 2008 года – собкор Радио "Свобода" в Крыму. Его картины рассказывают о малоизвестных страницах истории, по-новому и в неожиданном ракурсе представляют известных деятелей культуры. Его обращение к современности отличает внятная гражданская позиция.

75-минутный фильм "Любите меня, пожалуйста…" Валерию Балаяну никто не заказывал и не спонсировал; в выходных данных написано: "Собственное производство". Премьера состоялась в марте 2010 года в киевском Доме кино, в Москве он был показан единственный раз в музее имени А. Сахарова. Ни один из российских телеканалов, куда режиссер обращался, показать фильм не осмелился.

История жизни и смерти Анастасии дана на фоне большого массива видео и других документов о "русском нацизме": легальных, полулегальных и подпольных фашистских организациях, действующих в России XXI века. И это существенно меняет представление о стране, в которой мы живем. Фильм не претендует на "арт-хаус" и "поиски языка", по жанру он телевизионная публицистика, по сверхзадаче – политическое высказывание.

"Неудобные", "неформатные", "невписывающиеся" люди – герои многих картин Балаяна. С этого он начал режиссерскую карьеру. Его дипломная работа, снятая в позднесоветском 89-м году, называется "Англетер" и рассказывает о версии, по которой смерть Есенина была убийством, а не самоубийством. В фильме снят последний из очевидцев, питерский "опер" на пенсии, приезжавший в 1925 году в составе милицейской группы по вызову из гостиницы. Интерьеры и фасад "Англетера" Балаян успел запечатлеть за пару недель до сноса, без разрешения проник в уже безлюдное, обнесенное строительным забором здание. Фильм вызвал скандал на Высших режиссерских курсах. Автору, уже дипломированному сценаристу, было сказано: "Вы никогда не получите у нас режиссерский диплом и не сможете работать режиссером".

Валерий Балаян такой же, как и его герои, – "не вписывающийся" туда, куда "вписываться" не следует, – репутация дороже. Своим кредо в профессии он избрал слова сценариста Леонида Гуревича: "Мы делаем консервы для вечности. Когда-нибудь их вскроют и узнают, в какую эпоху нам довелось жить".