Медиановости

1 октября 2010 11:24

Экс-глава Комитета по печати Юрий Зинчук обеспечил своему телеканалу бюджетную поддержку

Экс-глава Комитета по печати Юрий Зинчук обеспечил своему телеканалу бюджетную поддержку

Схема финансирования создаваемого Смольным нового городского телеканала "Санкт-Петербург" может вызвать очередной скандал. Учредитель канала — ОАО "Городское агентство по телевидению и радиовещанию" (ГАТР) во главе с бывшим председателем комитета по печати Юрием Зинчуком выиграло субсидию в объеме 60 млн рублей в результате проведенного этим ведомством безальтернативного конкурса, чьи условия были засекречены, а процедура отличалась от практикуемой комитетом в аналогичных конкурсах. Наиболее острая интрига связана с отсутствием выданной Роскомнадзором вещательной лицензии на распространение смольнинского канала, пишет "Коммерсантъ С-Петербург".

За выделение ОАО "ГАТР" (100% акций принадлежит городу) 60 млн рублей в рамках проведенного комитетом открытого конкурса во вторник проголосовал экспертный совет по конкурсному отбору на предоставление в 2010 году субсидий из бюджета города на производство и трансляцию социально значимых телепрограмм. Это подтвердил вчера "Ъ" глава совета и комитета по печати Смольного Александр Коренников. Решение будет утверждено комитетом в течение десяти дней, уточнил господин Коренников. Таким образом, к моменту намеченного на 10 октября запуска в кабельной сети ТКТ (принадлежит ОАО "Телекомпания "Санкт-Петербургское кабельное телевидение"") смольнинский канал получит гарантию бюджетного финансирования. Напомним, год назад глава НМГ-ТВ (структура Национальной медиа-группы Юрия Ковальчука, в которую входит ТКТ) Владимир Ханумян в интервью "Ъ" заявлял о намерении холдинга создать на базе своей кабельной сети новый городской канал, компенсируя тем самым фактический отказ от позиционирования бывшей ТРК "Петербург-Пятый канал" в качестве петербургского телевидения.

Однако в итоге новый канал "Санкт-Петербург" оказался не проектом НМГ, а его арендатором. "Это стопроцентная "дочка" города, которая создавалась в партнерстве с НМГ. В частности, НМГ предоставила новому телеканалу возможности своего телецентра, а также частоту в кабельной сети ТКТ. Техническая база и частота арендуются каналом "Санкт-Петербург" на рыночных условиях, отметил вчера в комментарии "Ъ" генеральный директор "Пятого канала" Аркадий Соловьев. Он также подтвердил, что "в рамках реорганизации дирекции регионального вещания "Пятого канала" ее сотрудники практически в полном составе перешли на работу в "Санкт-Петербург". При этом программы "Петербургский час" и "Диалог с городом" будут и дальше выходить в эфире "Пятого канала" в Петербурге, и изменений в графике их выхода не планируется".

В этой ситуации главной интригой до вчерашнего дня оставался вопрос о финансировании нового медиапроекта Смольного, учитывая, что никаких законодательных решений о создании нового городского канала и выделении ему бюджетных средств не принималось. Хотя генеральный директор ОАО "ГАТР" Юрий Зинчук еще месяц назад заявлял, что его телекомпания до конца года получит заложенную в бюджете субсидию в объеме 60 млн рублей.

С учетом поправок, внесенных в мае в закон о бюджете, объем субсидий на социально значимые телепрограммы, распорядителем которых является комитет по печати, в 2010 году должен составить около 125 млн рублей. Согласно информации о конкурсах на сайте комитета, всего в течение года он распределил из этой суммы 64,979 млн рублей. Они достались "Пятому каналу" (на "Петербургский час" и губернаторский "Диалог с городом"), Санкт-Петербургскому международному центру фестивалей и праздников во главе с экс-директором "Пятого канала" Мариной Фокиной на программу о кинофоруме, каналу "100 ТВ" на трансляцию Дня России, а также принадлежащему одному из петербургских медиаменеджеров ООО "Раград" на новый интернет-проект с видеоуклоном.

Оставшиеся у комитета по печати 60 млн рублей и были выставлены на конкурс, в котором победила компания господина Зинчука. По словам господина Коренникова, он был объявлен 27 августа, из чего следует, что условия конкурса формировал "под себя" в последние дни пребывания главой комитета по печати сам господин Зинчук. Информация о проведении конкурса со сроком приема заявок до 20 сентября была опубликована 30 августа, то есть в день назначения господина Зинчука генеральным директором телеканала.

Какие требования были предъявлены к претендентам на 60 млн рублей, до сих пор не известно, хотя в информационном бюллетене Смольного строго указано, что "заявки, содержащие неполную информацию, к рассмотрению не допускаются". В бюллетене содержится отсылка по этому поводу на сайт комитета по печати. Однако, вопреки заверениям господина Коренникова, этой информации на сайте нет.

На всех предыдущих конкурсах комитет требовал от заявителя или его партнера-вещателя предоставить копию вещательной лицензии с приложением, в котором подтверждается его право распространять продукцию данного СМИ. Господин Коренников утверждает, что такая лицензия есть у ТКТ и ее копия была предоставлена. Однако в реестре лицензий на сайте Роскомнадзора у ТКТ имеется лицензия лишь на вещание других СМИ. Генеральный директор ТКТ Руслан Евсеев вчера подтвердил "Ъ", что заявка на дополнение этой лицензии правом распространения нового телеканала "Санкт-Петербург" была подана в Роскомнадзор 1 сентября и лицензия должна быть получена на днях. Опрошенные "Ъ" члены экспертного совета заявили, что проверка документов в его компетенцию не входит и это вопрос комитета по печати. Лояльность комитета к аффилированному с ним конкурсанту (господин Зинчук возглавлял экспертный совет вплоть до 14 сентября) противоречит позиции ведомства, которое в мае отстранило от участия в похожем конкурсе компанию "Эф-Си Про" из-за отсутствия вещательной лицензии, а в сентябре отстояло свою позицию в арбитраже.

Что мешало чиновникам провести конкурс на месяц позже и соблюсти чистоту всех процедур, остается гадать. По мнению участников петербургского медиарынка, поспешность может быть связана с проектом создания федерального цифрового мультиплекса, в котором планируется указом президента зарезервировать бесплатную региональную частоту, на которой в каждом регионе сможет вещать лишь один канал. Если указ появится, конкурс по выбору регионального вещателя от Петербурга может состояться уже через полгода, и Смольный должен срочно доказать право своего канала в нем участвовать. Как подтвердил вчера "Ъ" глава Национальной ассоциации телевещателей Эдуард Сагалаев, в августе перспективы создания регионального цифрового канала обсуждались с полпредом президента, губернаторами и вещателями на окружном совещании. Именно тогда, судя по хронике событий, Смольный и поспешил вступить в отчаянную конкурентную борьбу с единственным городским телеканалом "100 ТВ".

Материалы по теме

У канала "Санкт-Петербург" нет лицензии, но уже есть бюджетные миллионы Lenizdat.ru, 29.09.10

Анна Пушкарская, Борис Горлин