Медиановости

18 октября 2010 14:10

Умер старейший кинокритик Георгий Капралов

На 90-м году ушел из жизни старейший кинокритик Георгий Капралов. В течение нескольких лет он был ведущим "Кинопанорамы" (на фото 1977 года — во время записи передачи с Людмилой Гурченко), издал монографии о творчестве Василия Шукшина, Михаила Ульянова, Юрия Толубеева, написал сценарии фильмов "Николай Бауман", "Последний подвиг Камо" и др.

С 1950 года и до пенсии Георгий Капралов проработал в газете "Правда", что должно было бы окружить его образ ореолом официозности. Но каким-то чудом он меньше всего походил на партийного журналиста, для этого Георгий Александрович слишком самозабвенно любил искусство — театр, которым он сначала занимался, и потом кино. Может быть, вообще из коллег, занимавших в то время официальные посты, он был единственным, кто любил искусство больше идеологии. И всегда поддерживал талантливых людей — Товстоногова, Калатозова, Чухрая, Шукшина, Иоселиани. Даже если ему не удавалось выразить свою поддержку напрямую, он ухитрялся не дать возможности напечатать на страницах главной партийной газеты ни одного плохого слова о Тарковском и других париях кинематографического цеха. Молчание "Правды" "по разделу кино" в ситуации, когда громили Солженицына и Любимова, многого стоило.

Мало того, Капралов позволял себе любить зарубежное кино, даже таких "декаденствующих буржуазных режиссеров", как Ингмар Бергман, Микеланджело Антониони, Марко Феррери. В репортажах с международных фестивалей и потом в статьях и книгах он посвящал им темпераментные пассажи, которые, никуда не денешься, приходилось завершать идеологическими претензиями и указаниями на противоречивость их мировоззрения. Любознательные читатели пропускали эти замечания, зато запойно читали описания фильмов, которые увидеть тогда было решительно невозможно.

С Каннского фестиваля Капралов возвращался нагруженный не тряпьем, а книгами про кино и впечатлениями, перешедшими в его собственные статьи и книги. Вдохновляла его эмоциональность и открытость. Помню, как на просмотре второй версии "Апокалипсиса наших дней" маститый Капралов чуть не выпрыгнул из кресла, впечатленный новым финалом Копполы. Но самое поразительное, с каким поистине юношеским энтузиазмом Георгий Александрович продолжал буквально до последнего дня отслеживать кинопроцесс. Он не пропускал ни одной пресс-конференции, а последний раз я встретил его на Московском фестивале в июне этого года. Он уже не мог посещать просмотры, но пришел, чтобы взять журналистскую аккредитацию: так он понимал свой долг и призвание.