Медиановости

19 октября 2010 12:26

Телевидение становится актуальным

Телевидение становится актуальным

Когда в марте нынешнего года Пятый канал провел ребрендинг, позиционировав себя как канал для думающей аудитории, многие задавали резонный вопрос: а есть ли она еще, эта аудитория? Не в том смысле, что думающие люди исчезли как класс. Просто они в большинстве своем давно повыбрасывали "зомбоящики" и ушли в интернет, откуда к телевизору уже нет возврата.

Тем не менее за экспериментом, затеянным Пятеркой, начали следить, о нем много писали и говорили. В первые месяцы преобладал скептический тон, особенно в связи с явлением гламурной Ксении Собчак в качестве ведущей актуального шоу "Свобода мысли". Как ни преуспело телевидение в искусстве зомбировать зрителя, но эта попытка была обречена. Когда на Пятом скромная девушка в очечках с умным видом рассуждала о проблемах экономики или реформировании вооруженных сил — а на других каналах вела разухабистое шоу "Идеальный мужчина" или отпускала шуточки из серии ниже пояса в "Девчатах" — зритель не мог переварить такого шизофренического раздвоения. Не принял он и психологическое шоу "Будь по-твоему", и эстетскую стилистику "Дневника наблюдений" Сергея Майорова. Одна за другой новые программы вылетали из сетки.

Было впечатление, что очередной проект телевидения для думающего зрителя сдувается на глазах. Но за последние четыре месяца ситуация резко изменилась. Локомотивом стал запущенный летом проект "Суд времени". Ажиотаж, поднявшийся вокруг программы с первых же эфиров, показал, что на этот раз Пятый попал в точку. Правильнее сказать — в болевую точку. В студии, по сути, идет сражение между либералами и государственниками, и такая оппозиция делает программу остро актуальной. Потому что это и есть линия раскола в нынешней России.

Оказалась, что сегодня исторические дискуссии дают больше возможностей проговорить самые главные, базовые для нации вопросы, чем ток-шоу, посвященные злободневным вещам. Видимо, понимая это, на Пятом серьезно выстраивают историческое направление: "Суд времени" — "Программа передач" Светланы Сорокиной и Андрея Максимова (недавняя наша история в ее человеческом измерении, глазами свидетелей и участников событий) — документальные фильмы об истории. И в самой успешной программе Пятого "Картина маслом", какие бы темы — вечные или сегодняшние — ни обсуждали Дмитрий Быков и его гости, без исторического контекста не обходятся почти никогда.

Можно спорить, хороши эти программы или нет. В любом случае, все они требуют от зрителя соучастия, заочного диалога, ответного интеллектуального напряжения. И растущая доля Пятерки показывает, что аудитория к этому готова. А значит, главный постулат, на котором зиждется современное ТВ, — что зритель нуждается только в развлечении и не готов шевелить мозгами, необходимо пересмотреть. Это новый тренд, который нуждается в серьезном осмыслении.

Такого же мнения придерживаются и эксперты:

Константин Ремчуков, главный редактор "Независимой газеты":

— Я ваш канал настолько отличаю от других, что в восьми комнатах своей квартиры перенастроил восемь телевизоров и завел Пятый канал на пятую кнопку! А раньше там всегда была "Культура". И на работе то же самое сделал, и в загородном доме. Это обусловлено изменением характера вещания Пятого. Я вижу, что в линейке появились аналитические программы. Очень улучшилась дискуссионная часть программы "Картина маслом", в которой я, кстати, участвовал. Возможно, ей не хватает динамизма. Но эрудиция Димы Быкова выше всех похвал. И именно Пятый смог ее конструктивно использовать, потому что на всех других каналах его эрудиция работает только на эпатаж. А такому проекту, как "Программа передач", вообще нет альтернативы. Ее бы только чуть модернизировать по сути, чтобы не уйти совсем в ностальгию.

Я вижу, насколько сложна сейчас конкуренция на ТВ. Даже такой опытный игрок, как Владимир Соловьев, не может вернуть аудиторию, подобрать нужный жанр. Все исчерпано. А у вас есть свое конкурентное преимущество — вы заботитесь о людях думающих. И это вам надо еще больше развивать и так себя позиционировать.

Михаил Барщевский, адвокат:

— Я по–советски считаю, что телевидение должно выполнять воспитательную и просветительскую миссию. А то, что я сегодня наблюдаю в массе своей на ТВ, — это развлекаловка и оболванивание. Народу всегда хочется хлеба и зрелищ. Но чем больше зрелищ, тем ниже опускается их планка. Так мы скоро дойдем до боев гладиаторов. Пятый канал ставит задачу стать интеллигентным каналом. Взять даже подбор ведущих (за исключением нескольких) — на мой взгляд, это good try.

Генри Резник, адвокат:

— Я твердо могу сказать, что Пятый канал — это не пятый угол в нашем телевизионном пространстве. Вот взять "Суд времени". У меня амбивалентная оценка этого проекта. С одной стороны, это лучший тест на действительное состояние нашего общества. И оно приводит в ужас — хочется выпить! С другой стороны, программа увлекает! Я был у Димы Быкова на "Картине маслом" и получил колоссальное удовольствие. Дима — гений! Человек эпохи Возрождения! Это просто поразительно — все, к чему он прикасается, начинает дышать неординарностью и талантом. Из колоссального архива информации он выдергивает самое точное, к месту. Понимаешь, что высвечивается суть, и обнаруживаешь, что ты не венец творения, что тебе сообщается нечто новое… Стоп! Ведь на Пятом канале со мной делали телемосты, и какие! В общем, так: Пятый канал — это не пятый угол, это наведение мостов!

Виктор Ерофеев, писатель, телеведущий:

— Я вижу, что вы хотите говорить свободно, откровенно на все темы, и нет подозрения, что это чей-то заказ. Мне часто звонят от вас, приглашают, но я пока не сподобился. Считаю, что канал уже приобрел ту самую известность, которая ему нужна. Продолжайте в том же духе!

Михаил Веллер, писатель:

— Примерно за последние полтора года для зрителей хоть с какими-то минимальными интеллектуальными запросами Пятый канал стал номер один. Это не лесть, не протокольные фразы, это именно так. Пятый канал все больше превращается в нечто вроде "Эха Москвы", но только для телеэфира. Пока по федеральным каналам идут ток-шоу на тему "Я знаю, как хлебать сметану лаптем", все интеллектуальные ток-шоу — исторические, философические, социальные, культурологические — неким образом оказались на Пятом канале.

У вас давным-давно идет общественно-публицистическая программа, едва ли не единственная сегодня в прямом эфире — "Открытая студия" с Никой Стрижак. Мы с Никой дружим много-много лет, она совершенно блистательная телеведущая, обладающая редким талантом самой вроде бы ничего не делать, но гостей-собеседников крутить так, чтобы эти гости выдавали "масло". Это очень редкое умение, потому что в основном телеведущие любят показать себя. Сейчас на Пятом пошли "Суд времени", "Картина маслом" с Дмитрием Быковым — абсолютно замечательное ток-шоу и еще ряд проектов… Слушайте, если так пойдет и дальше, единственным каналом, который могут смотреть людям с какими-то умственными запросами, будет только Пятый.

Наталья Кочеткова, обозреватель газеты "Известия"